Семинар экологическое воспитание в доу. Семинар для воспитателей доо "экологические эксперименты"

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их по организации исследовательской, и опытно-экспериментальной деятельности. процессуальной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Умение использовать полученные знания в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов
  2. Разминка.
  3. Диалог «Педагогическое мастерство»
  4. Творческий конкурс
  5. Педагогические ситуации
  6. Презентация опытов и экспериментов
  7. Итоги

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

В качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом :

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  • Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.)

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  • Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

1.2. Диалог « Педагогическое мастерство

  • Игра «ДА или НЕТ»

Цель: изучить наличие ЗУН у воспитателей по данной теме.

  • Экологический уголок: экспериментальный, уголок природы, выставочный уголок.

1.3. Творческое задание

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. На решение отводится 5 минут.

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

1.5. Презентация опытов и экспериментов

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель : развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность

в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов

и эффективность их процессуальной деятельности, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов и установить тесное

сотрудничество между ними.

Подготовка к семинару – практикуму :

1. Подобрать вопросы для деловой игры , составить конспект.

2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара .

План проведения семинара .

1. Сообщение по теме : « Роль игры в экологическом воспитании дошкольников » .

2. Экологическая разминка .

3. «Таинственный конверт» .

4. Музыкальная пауза.

5. «Поговорим о принципах обучающих игр» .

6. «Подвижные игры и экология » .

7. «Художники» .

8. Заключение.

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю :

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

(М. Романова)

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях « экологическое образование и воспитание » , « экология души » , « экология человека » и некоторых других.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования . При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей , насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания .

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней , активность в решении некоторых экологических проблем . При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников .

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры , дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей , расширению их представлений о мире.

В работе с дошкольниками , по экологическому воспитанию , должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры . В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры , который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры , вызывающей эмоциональный оклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания , вызвавшие эмоциональную реакцию у детей , скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними .

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания , развития познавательной деятельности. Игры проводят во время непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры , применяемые во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах , игра, обычно, занимает всю непосредственно-образовательную деятельность, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является ее частью и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры , в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.

В средней группе , играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям) . Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры , в которых нужно объединять предметы по общему признаку : назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии . Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила : он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности : дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи какого-либо сказочного героя, например : старичка-Лесовичка, Листовичка, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Веселые грибочки", "Осенняя полянка", "Построим домик Листовичкам", "Приготовим вкусное лекарство для зверей," и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры , участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Знания, полученные на непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в виде игры , дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала : учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитателям необходимо это учитывать как самим, так и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой . Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому , что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Старший воспитатель . Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку : если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах по проведению дидактических игр и упражнений по экологии – зеленую ; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при их планировании и проведении – красную.

Воспитатели выполняют задание .

Старший воспитатель На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим фишки желтого и красного цвета, поэтому, думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно .

Что же такое экология ?

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Старший воспитатель . В качестве небольшой разминки, я предлагаю вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии .

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

Старший воспитатель А сейчас, объединитесь, пожалуйста, в две группы.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру,определить цель, игровое правило и возрастные критерии )

Старший воспитатель . Что же, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза. (Музыкально-дидактическая игра «У бабушки Нюры»

Задачи :

2. Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.

Материал : кубик, на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка) .

Ход игры:

Ведущий и дети (воспитатели ) стоят в кругу.

Ведущий поет песенку :

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Играющие передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, все произносят текст :

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Игрок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Все отвечают. Ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки :

В. Петух кукарекает

Звонко, протяжно

В. Кудахчут две курочки

Громко и важно :

И. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы) .

В. Замяукала жалобно киска :

В. Корова запела

Долго и громко :

В. А что же Настенка

Ребятам сказала?

Игрок сам придумывает и дает ответ.

Все участники рассаживаются на свои места.

Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.

Напомним вам 5 принципов обучающих игр :

Дидактическая игра не должна быть трудной.

В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия

Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры , в которые затем вольется последующий развивающий материал.

Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.

Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы :

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

(Воспитатель руководит и учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей , оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Вед. Хорошо, а теперь немного поговорим о подвижных играх. Подвижные игры являются наиболее эффективным средством экологического образования младших дошкольников , так как они познают окружающий мир, непосредственно соприкасаясь со всем его многообразии, лично, а, не опосредованно участвуя в познании природы.

В играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с природой, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. д.

Игры с имитационно-подражательными действиями, занимают особое место в программе еще и потому, что в них дети глубже усваивает полученные теоретические знания, а положительный эмоциональный статус практических занятий стимулирует у них устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира.

Старший воспитатель . Мы с вами дети и продолжаем играть.

Подвижная игра «Снежинки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио

Старший воспитатель Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.

«Художники»

На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.

(Воспитатели рисуют , а затем рисунки выставляются на магнитную доску).

Старший воспитатель Наш семинар подошел к концу и я бы хотела, что бы вы вновь подошли к доске и выставили фишки оценив свое участие в семинаре , зеленая- я был активен в ходе занятия, желтая-старался быть активным, но не хватало знаний, красная-многие вопросы мне не понятны.

Спасибо за участие, надеюсь что вопросы, поднятые на данном семинаре , помогут нам в дальнейшей работе.

И хочется закончить работу нашего семинара словами гимна дошкольных работников , написанного муз. руководителем Анисимовой, слегка перефразировав его :

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала ,

Не наукой, а частью души!

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Экологическое воспитание детей в уголке природы

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологического воспитания в уголке природы
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Теоретическая часть
Экологический тренинг для педагогов
Разминка. Представление названия команды. Игра «Ассоциации»
Блиц - конкурс «Что мы знаем об экологии»
Мультимедийная презентация «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Практическая часть
Принципы создания экологического уголка.
Творческий конкурс.
Конкурс эрудитов.
Итоги.

Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

2.Предлагается взять фигуру понравившегося цвета и рассказать, как связан этот цвет с экологическим воспитанием - «Ассоциации».Далее педагоги делятся на четыре команды. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю посовещаться и придумать название команде и представить ее.

3. « Что мы знаем об экологии?». Вопросы задают каждой команде по очереди

1. Что же такое экология?

Выставляется плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

2.Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

4.Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

5.Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

(Анкетирование, родительские собрания, «Круглые столы», консультации, выставки детских и совместных работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы, различные совместные акции и т. д.)

6.Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

7.Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

8.Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

9. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

10.Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

11. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

12.Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
Мультимидийная презентация «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Текст к слайдам

Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,

* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,

* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,

* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.

Обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:

Обыкновенная (или зональная) герань,

Фуксия,

Вечноцветущая бегония,

Бальзамин ("огонек"),

Китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,

Аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),

Колеусы.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

10.11. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

12.13. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)

Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.

14-18. В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность - понаблюдать за ней.
Уголок дежурных по уголку природы может быть отдельный или общий для всех видов дежурств.
Для ухода за растениями требуется инвентарь: лейки. щётки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Он находится в уголке для дежурных, там, где хранятся фартучки, которые одевают во время работы. Все рабочие инструментыдолжны иметь своё место, лежать на полке в определённом порядке.
Наличие мини-лаборатории -это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты такие как: какая бывает вода, вода - растворитель, можно ли склеить бумагу водой, тонет - не тонет, песочная страна, фокусы с магнитами, почему не тонут корабли, почему предметы движутся

22.В младшей группе должен быть уголок для игр с песком: песок, формочки, стаканчики,тарелочки.

23.ПЕЛАРГОНИЯ

Родина- Южная Африка.

В природе насчитывается около 280 видов.

Цветки собраны в зонтичные соцветия.

Пеларгония светолюбива и нуждается в прямых солнечных лучах.

Полив умеренный, зимой совсем небольшой.

Пересадка- ежегодно в марте, при этом так обрезая побеги, чтобы на каждом оставалось 3-4 почки.
В старшей группе может быть схема ухода за растениями.
Оформление уголка природы своими руками - это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

5.У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

(педагоги выполняют задание)

6. «Творческий»

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо придумать фрагмент занятия учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального и физкультурного, связанных с экологическим воспитанием.(Работа в группах)
«Конкурс эрудитов»

7.1.Назовите детских писателей кто писал о природе.

В.Бианки, М.Пришвин, Э.Сетон-Томпсон, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев, А. С. Пушкин и др.

7.2«Загадки - иллюстрации».Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

И. К.Айвазовский «Девятый вал»;

Н. К. Рерих «Канчэндзона. Гималаи».

8.Подведение итогов.

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. И в конце предлагаю провести тест «Каким должен быть уголок природы в группе». Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

Этот семинар-практикум поможет развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Представление названия команды.
  2. Разминка.
  3. Блиц – конкурс
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  6. Творческий конкурс.
  7. Музыкальный конкурс.
  1. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

  1. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

  1. Разминка.
  1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
    уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7.Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Предварительный просмотр:

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

ЗАДАЧИ: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе.

Что такое экология? Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Блиц – конкурс “ Как растения и животные предсказывают погоду ”

Решение педагогических ситуаций ”

Отгадать кроссворд на тему: « C днем рождения, земля!»

Творческий конкурс (нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла бы ее “ отгадать ”)

« МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС » КОМАНДАМ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНИТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕН О ПРИРОДЕ.

Спасибо за внимание!


Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»

Воспитатель первой квалификационной категории Буслаева Т.Ю.



Цель : Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей

  • Задачи:
  • 1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;
  • 2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;
  • 3. Воспитывать любовь к окружающей природе;
  • 4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;
  • 5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.

  • Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей ребенка и его отношение к окружающему миру и самому себе . Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания , если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.
  • В детском саду экологическое воспитание способствует:
  • - формированию начальных представлений о природоведении;
  • - формированию уважительного отношения и интереса к природе.
  • До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен , не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, дети.

  • - игры;
  • - занятия и беседы;
  • - проведение праздников природной тематики;
  • - проведение родительских собраний посвященных определенной теме;
  • - прогулки с наблюдением за окружающим миром;
  • - выставки совместного творчества детей и родителей;

  • Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов
  • Конкурс на самую лучшую кормушку
  • Привлечение родителей к рисованию стенгазет
  • Совместное озеленение территории детского сада,
  • Раздача красочных буклетов «Берегите природу»

Практическая часть

Визитная карточка

Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара . В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку


Разминка

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы

  • Что же такое экология ?
  • Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста?
  • Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания ?
  • Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания
  • Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду
  • Перечислите устные методы
  • Перечислите практические методы экологического воспитания малышей
  • Перечислите формы организационной работы с дошкольниками
  • Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей ?
  • Что необходимо разместить в уголке живой природы?

  • Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям. И так:
  • Паук плетет большую паутину
  • Греется уж на дороге
  • Птицы низко летают
  • Черемуха в цвету
  • Если утром трава сухая
  • Перед дождем цветы
  • Ворона кричит зимой
  • Лягушки квакают
  • Воробьи купаются в пыли
  • Звезда рядом с луной
  • Звезды сильно блестят
  • Сверчок стрекочет

  • А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?
  • Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.

  • Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке

  • 1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
  • 2) Что летом родится- зимой сгодится.
  • 3) Яблоко от яблони недалеко падает.
  • 4) Береги нос в сильный мороз.

  • Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе

  • 1. Один из степных грызунов.
  • 2. Очень крупный орёл, размах крыльев которого достигает двух метров.
  • 3. Бури в степи.
  • 4. Самый мелкий из журавлей, с пучками длинных белых перьев по бокам головы.
  • 5. Горячий сухой ветер в степи.
  • 6. Насекомое-опылитель.
  • 7. Красивый степной цветок, цветущий до наступления летней жары.


Заключение:

На этом разрешите закончить наш семинар-практикум , надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания

Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя!

Спасибо за внимание!