Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов. Госдума приняла законы о пенсионной реформе Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров

Очередной виток пенсионной реформы ждёт нашу страну после парламентских выборов. Кризис не оставил чиновникам и депутатам выбора: денег на то, чтобы выдавать нынешним пенсионерам положенные выплаты может не хватить. А далеко идущие проекты, например увеличение пенсионного возраста для тех, кто сейчас только начал свой трудовой путь, ситуацию уже не спасут.

Именно поэтому в Правительстве рассматривают как радикальные способы, так и уже проверенные лазейки для решения проблемы. Например, продление заморозки накопительной части пенсии в 2017-ом году. Впервые такой мораторий ввели ещё в 2014-м, и, если власти решат-таки продлить его ещё на один год, накопительные пенсии потеряют всяческий смысл. Эксперты уверены, что эти накопления не будут адекватно компенсированы в будущем.

Очевидно, что согласия по этому поводу пока нет. Вице-премьер Ольга Голодец представила заморозку накоплений в 2017-ом году делом уже решённым: по её словам, в бюджете на следующий год трансферт в Пенсионный фонд на компенсацию части страхового взноса работодателей, который идёт на формирование накопительной пенсии, не заложен, а это значит, что продлять мораторий всё-таки придётся. Депутаты такое заявление называют преждевременным, поскольку обсуждение бюджета депутатам Госдумы предстоит только осенью.

И всё-таки, что бы там ни говорили народные избранники (особенно накануне очередных парламентских выборов), уже сейчас понятно, что замораживать накопления придётся: иначе из-за напряжённой экономической ситуации в стране просто нечем будет платить нынешним пенсионерам. Просто депутаты не хотят давать гражданам лишний повод для протестного голосования, поэтому пытаются представить уже фактически решённый вопрос, как дискуссионный.

Тем более, что у правительства есть и более радикальные предложения. "Шувалов собрал совещание чтобы обсудить идею прекратить выплату пенсий работающим пенсионерам.

Ещё один гвоздь в крышку гроба российской экономики. Если мы собираемся развиваться, то нам нужны высококвалифицированные специалисты, а решение Шувалова отправляет их на пенсию ", - пишет в Facebook уполномоченный по правам предпринимателей в России Борис Титов. Конечно, на такую меру депутаты не согласятся, но "под шумок" могут принять что-то менее резонансное, например пресловутую заморозку пенсионных накоплений.

Россияне уже порядком устали от этих пенсионных реформ: слишком часто меняются правила начисления выплат, и те, кому выходить на пенсию ещё не скоро, просто не понимают, на что смогут рассчитывать в старости. "Вообще, мне, конечно, хотелось бы, чтобы вместо вот этих жалких действий, государство прямо бы сказало, что никаких пенсий, кроме минимальных, а может и тех тоже, у родившихся после 1970 года, не будет от слова совсем , - пишет в Facebook политолог Павел Данилин. - То есть, чтобы государство было со мной честным в этом отношении. А не меняло раз в пять лет пенсионную систему ".

Вполне возможно, что это пожелание сбудется: сейчас от честности депутатов удерживают предстоящие выборы, но после них новый парламент, особенно если партия власти сможет сохранить в нём большинство, сможет принимать непопулярные решения, с которыми россиянам придётся свыкнуться.

Пенсионная реформа 2016 года предполагает огромное количество нововведений, внедрение которых началось уже достаточно давно. С текущего года расчет пенсий по всей стране будет проводиться по совершенно новой системе. Суть пенсионной реформы заключается в том, что расчет будет вестись не в рублях за трудовые годы, а в специальных «пенсионных баллах», которые потом по средствам конвертации по определенному курсу будут переводиться в денежный эквивалент.

Каждый балл будет начисляться исходя из таких показателей, как:

  • уровень заработной платы;
  • трудовой стаж;
  • возраст выхода на пенсию;
  • отчисление средств на накопительную часть пенсии.

Пенсия с 2016 года разделиться на два вида: накопительная и страховая. Накопительная часть будет рассчитываться из той суммы, которая получилась в итоге за все трудовые годы пенсионных отчислений. Общую сумму затем поделят на определенный промежуток времени, когда граждане работали.

Страховая часть пенсии будет рассчитываться из фиксированных выплат граждан, которые перечислялись в пенсионные фонды, как государственные, так и частные. При этом страховой стаж должен составлять не менее пятнадцати лет.

Факторы, влияющие на начисление «пенсионных баллов»

Прежде всего, на начисление баллов влияет период, когда сам гражданин совершал отчисления в пенсионный фонд, то есть формировал свою страховую часть пенсии. Чем больше страховой стаж, тем больше в итоге будет размер пенсий в 2016 году.

Следующий важный фактор – размер реальной заработной платы. Как известно, работодатель производит небольшие отчисления в пенсионный фонд с каждой заработной платы своего работника. Из этих средств в последующем будет сформирована накопительная часть пенсий граждан. Поэтому зарплаты «в конвертах» или скрытие своих доходов будут абсолютно невыгодными для населения.

По условиям пенсионной реформы 2016 года, чем позже трудящийся гражданин выйдет на пенсию, тем больше будет ее размер. В этом случае коэффициент сотрудника будет увеличиваться, и начислятся дополнительные пенсионные баллы, из которых, как уже говорилось выше, и будет формироваться размер пенсии.

При этом, безусловно, будут учитываться такие периоды в жизни каждого человека, как отпуск, декрет, прохождение службы. По пенсионной реформе 2016 года за перечисленные периоды также будут начисляться определенные баллы.

Категории людей, попадающие под новый расчет пенсии 2016 года

Все граждане Российской Федерации, устраивающиеся на работу, начиная с 1 января 2015 года, автоматически попадают под категорию людей, для которых пенсия будет рассчитываться по новой формуле. Для тех граждан, кто уже работает или получает пенсию, будут произведены специальные перерасчеты.

Новая формула расчета будет распространяться и на льготные пенсии, то есть пенсии по инвалидности, пенсии при потере кормильца, пенсии сирот и т.д. По новым правилам для получения данных пенсий будет вводиться одно единственное правило – это стаж, который должен составлять не менее одного рабочего дня.

Новая пенсионная реформа 2016 года не коснется тех категорий граждан, которые полностью находятся на обеспечении государства, а именно:

  • жители регионов Крайнего севера;
  • инвалиды первой группы;
  • граждане, чей возраст превысил восемьдесят лет.

По последним новостям для граждан России, чей трудовой стаж на момент 2015-2016 годов превысит сорок лет, при перерасчете пенсий по новой формуле должны получить прибавку в размере 600-700 рублей.

Работа или пенсия?

Важным нововведением пенсионной реформы 2016 года является тот факт, что та категория граждан, которая одновременно работает и выходит на пенсию вынуждена будет выбрать что-то одно. Если человек достиг пенсионного возраста, но не собирается увольняться и выходить на пенсию, то ему будут дополнительно начисляться пенсионные баллы. При этом будет увеличиваться и размер накопительной части.

Таким образом, государство хочет повысить стимул к работе пенсионеров и избежать вынужденных мер по повышению пенсионного возраста. То есть на сегодняшний момент не стоит опасаться завышения планки пенсионного возраста.

До 2002 года в России действовала доставшаяся «в наследство» от советского прошлого распределительная пенсионная система. Эта система была в состоянии обеспечить достойный уровень пенсий - но только в случае благоприятной демографической ситуации, когда численность работающих в стране значительно превышает число пенсионеров.
Сегодня этот принцип работает с «пробуксовкой» - на каждого пенсионера приходится только 1,5 работающих, а пенсионеров год от года становится все больше.

Изменение демографической ситуации, увеличение в стране числа пожилых людей, получающих пенсию, заставили обратить внимание на опыт европейских стран, и попытаться применить его в российских условиях.

C 2002 года стартовала пенсионная реформа, направленная на то, чтобы мотивировать россиян самостоятельно зарабатывать себе высокую пенсию. Ключевой идеей пенсионной реформы стал принцип накопления . Основной целью реформы стало обеспечение россиянам достойной будущей пенсии и установление прямой зависимости ее размера от стажа, заработной платы, времени выхода на «заслуженный отдых», а также добровольных взносов в счет будущей пенсии. Отметим, что опыт ряда европейских стран, где существует обязательная накопительная пенсионная система, действительно позитивный, и размер средней пенсии составляет там порядка 60% от уровня заработной платы.

Сегодня каждый работающий гражданин РФ моложе 1967 года рождения участвует в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которой будущая государственная пенсия формируется за счет страховых взносов работодателя, ежемесячно перечисляемых за работника в Пенсионный фонд России.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.Количество пенсионных баллов зависит от начисленных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. Стоимость пенсионного балла будет определяться и меняться ежегодно. Отметим, что при формировании страховой пенсии взносы только «отражаются» на счете, но реально они идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Средства, формирующие будущую накопительную пенсию, не идут на выплаты пенсионерам, а ежегодно инвестируются. Это деньги, которыми можно управлять, и которые - что немаловажно - продолжат учитываться в рублях и выплачиваться правопреемникам на этапе накопления.

До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел право выбора варианта собственного пенсионного обеспечения - направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.


Важно! В 2014 и 2015 гг. согласно положениям Федерального закона 04.12.2013 №351-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 №410-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в полном объеме направлялись на формирование страховой пенсии.

Поступление страховых взносов на накопительную пенсию должно было возобновиться с 2016 года, но государство продлило мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную пенсию еще на один год. Таким образом в течение 2016 года все страховые взносы работодателя будут учтены в страховой пенсии (Федеральный закон №373-ФЗ от 14.12.2015).

В 2016 году и позднее у граждан, сделавших выбор в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию или отказавшихся от её дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии, остается право изменить страховщика и перевести сформированные средства пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, а также сменить свой негосударственный пенсионный фонд на более надежный.

Участники Программы государственного софинансирования пенсий также могут продолжать увеличивать будущую накопительную пенсию. Минимальный добровольный взнос, при котором оказывается государственная поддержка, составляет 2 000 рублей в год (при условии уплаты первого взноса в размере 2 000 рублей до 31 января 2015 года). Государство удваивает вносимые средства из расчета не более 12 000 рублей в год.

И, наконец, можно самостоятельно, за счет собственных средств накопить на дополнительную , заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения.

Уверенность в своем будущем строится на понимании того, что каждый, кто уже работает или только начинает свою трудовую деятельность, в вопросе своих пенсионных накоплений должен занимать активную позицию.

Позаботьтесь о своем будущем заранее - формируйте свой будущий пенсионный капитал с ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления».

Номинальное правительство Дмитрия Медведева, потрепанное кризисом как парус в океане, инициирует изменение правил игры. Очередная пенсионная реформа 2016 начинается. Пока с оживленной переписки между Минфином, Министерством труда и правительством. Но уже из первых сообщений становится абсолютно ясна - аллигаторская сущность этой реформы.

Пенсионная реформа 2016, ужесточение поборов

Самое первое и главное - как собрать деньги с предприятий и частных лиц. На этот раз функцию изъятия части средств, идущих на оплату труда россиян, предполагается передать налоговой службе. Считается, что у этого ведомства - более широкий инструментарий по обработке плательщиков и воздействию на них.

При этом отменяются верхние пределы, то есть та максимальная сумма, с которой уплачиваются взносы в пенсионную систему. Существующие сегодня максимальные значения имели самый что ни на есть простой и логичный смысл: так как размер выплачиваемых пенсий все равно ограничен, то это справедливо - не брать с людей больше определенного процента от того, что они в дальнейшем получат.

Во всем мире именно так и устроены пенсионные системы. И даже более того: во многих странах считается, что государство должно задумываться о пенсиях для людей с доходом до определенного предела. А далее люди уже достаточно богаты и значит, опытны, чтобы подумать о своем будущем самостоятельно.

Обсуждаемая пенсионная реформа 2016 подразумевает, что взносы в российский Пенсионный фонд будут выплачиваться со всей суммы, а не до определенного предела. То есть что-то - в счет будущей пенсии. А все, что сверху - в подарок действующим властям.

Пенсионный возраст после реформы

По плану, пенсионный возраст должен быть увеличен до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Чтобы никому обидно не было, все должны работать до самой средней статистической смерти.

Повышение пенсионного возраста должно пройти поэтапно, с последовательным добавлением каждые 6-12 месяцев. Изменения коснутся и госслужащих.

При этом пенсионная реформа 2016 совершенно не учитывает реальное экономическое положение в стране. Это только кажется, что изменения коснутся тех, кто должен был бы завершить свою трудовую карьеру. В действительности пострадают все.

Ни для кого не секрет, что чем старше становится человек, тем ему сложнее найти достойную работу. На очень и очень многие позиции предприниматели предпочитают нанимать сотрудников до 30-35 лет. А к 45-50 годам найти подходящую вакансию для многих становится проблематичным. Скорее всего, люди в возрасте от 55 до 65 лет заранее окажутся обречены на то, чтобы пополнить ряды безработных.

Сегодня процент безработицы, и без всякой пенсионной реформы, официально достиг 6%. Однако это лишь вершина айсберга. На самом деле, система учета трудовых ресурсов устроена таким образом, что регистрация в качестве безработного - последнее, что делают граждане, лишившись возможности трудиться. Центры занятости - это своего рода классические бюрократические структуры. А размеры пособия такие, что их хватает на одну вторую среднего похода в магазин за продуктами один раз в месяц.

Как только ряды формально трудоспособных граждан в возрасте до 65 лет пополнят рынок, это неминуемо приведет к снижению всех зарплат - просто исходя из простейшего и всем известного закона экономики о спросе и предложении.

Кроме того, руководителям предприятий станет еще проще задерживать зарплаты: какой смысл платить вовремя, если на место уволенного сотрудника претендует бесчисленное множество вынужденно менее требовательных людей постарше?..

Индексация пенсий после реформы

В этом году до сегодняшнего дня индексация пенсий была произведена на 4% при 15% инфляции. Таким образом, фактически выплаты самой незащищенной части населения сократились на 11%.

Данные о том, что доходы в стране в среднем за год сократились меньше этой цифры, говорят лишь об обобщенном показателе, в который включаются не только те, кто работает от зари до заката или получает пособия, но и менеджмент госкорпораций, депутаты и прочие более важные, с их собственной точки зрения, для страны люди.

Но и эти жалкие четыре процента действующей власти кажутся слишком щедрым подарком. С 2017 года пенсионная реформа предполагает изменить порядок индексации пенсий. Наверное, не очень сложно догадаться, в какую сторону и в чью пользу это будет сделано.

Пенсионная реформа 2016 и работающие пенсионеры

Как в эпоху позднего социализма, если кто-то помнит, в результате пенсионной реформы 2016 предполагается отказаться от выплат работающим пенсионерам. По крайней мере - в размере обязательной части пенсий.

Действительно, зачем людям давать то, что они заработали, если у них и так есть, на что не умереть с голоду?

В особенности пенсионная реформа 2016 должна коснуться тех, кто завершает свой трудовой путь раньше других - потому что занят на вредном производстве. Если такой гражданин работает на том же месте сверх отведенного минимального срока, то денег до достижения общепринятого пенсионного возраста он не получит.

Как правило, за вредность льготы просто так не предоставляются никому. В России немало химических производств, отраслей промышленности и даже целых моногородов, живущих и работающих в условиях, которые во всем цивилизованном мире вообще запрещены.

Так, например, приходит на память один многих в нашей стране районных центров, производящих невостребованный в развитых странах асбест. Смертность от рака легких среди местного населения достигает в итоге примерно ста процентов, причем как раз задолго до официальной пенсии. Именно на этих людях предполагается сэкономить пенсионные деньги. Все равно они никуда не денутся - ехать из своего моногорода им попросту некуда, их копеечной зарплаты за всю жизнь все равно никогда не хватит на то, чтобы перебраться в другой регион.

Параллельно планируется отменить льготы для тех, кто работает в государственных структурах: учителей, врачей, и так далее. В действительности, для них ранний выход на пенсию был частью предлагаемого контракта. Но в условиях кризиса и безработицы - к чему нужны дополнительные стимулы?

Пенсионная реформа 2016 года: накопительная часть

Правительство предлагает отказаться от накопительной части пенсии вообще. Причем это не значит, что не надо будет платить взносы, а то, что уже внесено в систему, должно вернуться людям. Пенсионная реформа 2016 предполагает, что весь сегодняшний общий процент от фонда заработка будет направлен в солидарную часть, в общий фонд.

Стоит отметить, что на самом деле, в последние три года эти деньги так и так были уже изъяты действующей властью на свои цели. Они уже упали бомбами в Сирии, улетели в космос с нового космодрома, не достроились мостом в Крыму, и прочее. Так зачем утверждать непопулярное решение каждый раз, когда можно присвоить все одним новым законом сразу?

Неужели без накопительной части? Хочет ли правительство убить окончательно относительно молодое направление инвестиционного бизнеса - негосударственную пенсионную систему и фонды? Ничуть не бывало. Но взносы в нее будут делать - сверх, подчеркиваем, сверх тех затрат, которые и без того несут работодатели, а значит, и сотрудники, при каждом начислении заработка.

Сделать это предполагается, как говорят СМИ, в «квазидобровольном» порядке. А плательщиками, судя по всему, на этот раз станут сами работники. За это планируется посулить некие льготы - вывести такие взносы из под налога на доходы с физических лиц и предложить прочие мелкие поблажки.

Выводы о пенсионной реформе 2016 года

Пенсионная реформа 2016 года не соответствует главному принципу: справедливости. Пенсия должна зависеть от того, сколько каждый гражданин внес в систему, какой сделал личный вклад в экономическое развитие нашего общества.

Предлагаемые изменения не отвечают этой задаче полностью. В действительности, пенсионная реформа 2016 нацелена на решение всего двух задач: во-первых, снизить расходы государства на выплаты тем гражданам, деньги которых оно уже присвоило. А во-вторых, продолжать обирать страну и распоряжаться средствами россиян, направляя выручку на свои собственные сомнительные затеи.

Однако в том виде, в каком власть затеяла реформу, есть и один единственный положительный момент. Нет сомнения, что преобразования не будут популярными. А значит, действующая политическая система еще на один шаг приближает свой бесславный конец. По крайней мере, пенсионная реформа 2016 лишит их поддержке еще одной части избирателей: всего старшего поколения.

Не удивительно, что сегодняшняя государственная элита не в состоянии оценить реальные последствия предстоящей пенсионной реформы. Они думают, что наблюдать за результатами предстоит - из своих дворцов. Но большой вопрос, удастся ли им сохранить власть, а то и свободу — после такой реформы.

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.