Методы развития познавательной активности младших дошкольников. Курсовик развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется. Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.

Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка

Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.

Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.

Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если искупать кошку в ванной.

Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.

Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:

  • О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи;
  • Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.

Двигатели детской познавательной активности

Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания.

Интерес

Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у дошкольников в 3-4 года.

Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.

Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.

Самостоятельность

Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:

  • Получение новых заданий, особенно творческих;
  • Комментирование собственных действий;
  • Повторение работы при неудачном результате.

Наблюдательность

Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.

Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке. Поэтому для развития наблюдательности используется . При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.

Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.

Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте

Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:

  • Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
  • Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
  • Увлеченность историей, сказкой или игрой;
  • Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
  • Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.

Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.

Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:

  • Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры;
  • Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей;
  • Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.

Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются .

Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».

Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.

Экспериментирование

После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:

  • Отказ от привычного способа решения задачи;
  • Попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.

Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.

В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.

Обязательные условия экспериментирования:

  • Формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
  • Самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;

Содержание
Введение................................................................................................3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.


1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: "Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378

Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения ("присвоения") опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;

развивает способности;


закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом”, " Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.

.............
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Сообщение на тему:

«Развитие познавательной активности младших дошкольников»

(Материал городского педагогического объединения)

Подготовила:

воспитатель Сидорова Светлана Валерьевна

Мичуринск - наукоград

2018г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, ООД, игра, прогулка, сон, КГН.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать;
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов мы задействовали каждого ребенка.

Таким образом, для активизации у детей познавательной активности мы выделяем несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Ни для кого не секрет, что развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. В данный момент для меня это особенно важно, поскольку ко мне в группу пришли дети 3 лет. Внешне познавательные интересы у них выражаются в форме вопросов. От моего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться, или, не поддержанные взрослыми «увядать на корню». Степень же развития познавательной активности во многом определяет школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении, как выяснилось, зависит в значительной степени от уровня развития «бескорыстной» любознательности ребенка, от стремления узнать новое. Дети интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности - ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И поэтому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т.п.

Не загубить на корню детскую любознательность – это первая задача педагога, но наиболее важным для меня является выяснить, как целенаправленно и планомерно развивать и формировать познавательную активность у детей. Эта задача подтолкнула меня к более подробному и детальному изучению данной проблемы.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребёнка, период появления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Представители теории проблемного обучения (МИ, Махмутов, А.М.Матюшкин) считают, что формирование мышления состоит не только в усвоении какого-либо объема знаний, или суммы навыков, или определенных умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребенка, такой активности которая возникает в деятельности при особых условиях- благодаря проблемным ситуациям. При этом активность не просто пробуждается к жизни, или, иначе говоря, актуализируется, как некое изначальное «дремлющее» свойство личности, а именно формируется, преемственно вырабатывается в деятельности, осуществляемой ребенком.

Анализ исследований по данной проблеме (Л.С. Выготского, М.Я. Басова, К.А. Абульхановой – Славской, Л.И. Божович и др.) свидетельствует, что именно из взаимодействия индивида со средой завязывается «весь сложный узел активности человеческой личности», что активность личности обусловлена спецификой социальной ситуации её развития. Как известно, социальная ситуация развития включает в себя и предметы, и людей и правила взаимодействия последних между собой и с предметами составляет внешний план, «оболочку» формирования познавательной активности субъекта. Непосредственно в эту оболочку включается и в ней специфически развивается активность самого человека, в данном случае ребёнка. Принципиально значение активности личности в её формировании и саморазвитии.

Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новосёловой, А.М. Фонарёва и др. доказывают сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребёнка. И если рассматривать формирование познавательной активности в связи с эмоциональной, регуляторной, инструктирующей поддержкой взрослого, то станет более понятной необходимость развивать как можно раньше внеситуативную познавательную активность ребёнка, наполняя и направляя все её формы на повышение адекватности взаимодействия с внешней предметной средой и людьми. Влияние установок, отношений, связанных с формированием внутреннего мира ребёнка, его «внутренней позиции» (мысль Л. И. Божович) на познавательную активность проявляется раньше, чем формируется личность. К тому же взрослый всегда формирует личность ребёнка в целом. Согласно некоторым данным (исследования К. А. Абульхановой – Славской, ВВ. Давыдова, Н.Н. Поддьякова и др.) за основу познавательной активности ребёнка можно принять различные критерии:

  • Уровень адекватности знаний, необходимых для текущей и ближайшей жизнедеятельности.
  • Общий уровень личностного развития или тип личности.
  • Соотношение уровней развития познавательных процессов и отношений ребёнка в мире и к миру.
  • Развитие потребности ребёнка, в частности в знаниях (уровень познавательных притязаний).

По исследованиям Е.Щербаковой, В. Галицина именно активность – индикатор и фактор развития личности и её потребности, формирования зоны ближайшего развития познавательных способностей оказывается закономерно связанным с развитием общей комплексной «зоны ближайшей жизнедеятельности детей», т.е. переориентировка исследования познавательной деятельности с развития мышления, познавательных способностей и т.д. оказывается неизбежно связанной с целостной личностью и её типичными потребностями, со спецификой общей активности детей.

Таким образом, анализ теоретического и методического материала, а также собственные наблюдения позволяют мне сделать вывод о важности проблемы формирования познавательной активности и необходимости новых подходов к решению этой проблемы.

Поскольку первые выходы познавательной активности – это те вопросы, которыми малыш начинает осаждать взрослых с 3-4 лет и этот период является сензитивным для развития познавательной активности, поэтому важно не упустить этот момент для целенаправленной работы с детьми.

Для успешного развития познавательной активности детей необходимо вначале определять конкретные индивидуальные уровни развития и обучаемость каждого ребёнка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положительного результата. Иными словами, чтобы развить познавательную активность ребёнка требуется определить:

  • Уровень развития познавательных процессов и когнитивных схем (когнитивный компонент КГК)
  • Уровень развития мотивационно-эмоциональной сферы (мотивацинно -эмоциональный компонент МЭК)
  • Уровень притязаний, самостоятельности и самооценки (личностно -деятельностный компонент ЛДК).

В процессе диагностики уровня развития познавательной активности я столкнулась с проблемой недостаточности диагностической базы для исследования этого компонента личности дошкольника. Поэтому мною адаптирована методика Г.Степановой «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» для детей своей группы.

Изучение индивидуального профиля социального развития ребенка проводился по следующим критериям:

  • Легко идет на контакт со взрослым
  • Откликается на просьбы взрослых
  • Успешно действует под руководством взрослого и сообща со взрослым
  • Часто взаимодействует со сверстниками
  • Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками
  • Успешно участвует в коллективной игре
  • Проявляет качества лидера
  • Успешно участвует в играх и делах предложенных другими детьми
  • Успешно разрешает конфликты со сверстниками
  • Хорошо действует самостоятельно
  • Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
  • Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам
  • Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду
  • Признает правила, предложенные взрослыми
  • Признает правила, предложенные другими детьми

Так же мною была адаптирована диагностика Ж. М. Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой «Исследование когнитивного компонента».

Разработана и адаптирована диагностическая методика для определения уровня познавательных притязаний детей младшего дошкольного возраста «Выбери задание». Проведениая диагностика по данной методике показала, что 70% детей выбирают 1 задание, 25% детей –второе, 5 % детей -третье и четвертое задание -0%. Это указывает на то, что большинство детей выбирают более легкие задания, поскольку не достаточно владеют средствами решения познавательных задач.

Применение диагностической методики по исследованию когнитивного компонента выявило следующие результаты:

  • 100% детей знают свое имя;
  • 9,5 % детей не называют свой возраст;
  • 33% показывают его на пальчиках (вот столько);
  • 57,5 % называют вербально;
  • Называют имя мамы 100% детей;
  • Выполнение пробы на динамический праксис оказалось под силу 76% детей. Эти дети после показа каждой программы и трех сопряженных выполнений (совместно со взрослым) были способны продолжить без ошибок серийные движения самостоятельно и перенести усвоенную программу на другую руку
  • 24% детей с заданием не справились.
  • 72 % детей порядковый счет до 5 доступен только с опорой на реальные предметы (пальчики)
  • 28% детей с заданием не справились
  • Называние и понимание наименований 12 реальных предметов доступно 50% детей
  • 14% детей –доступно 11 предметов
  • 14 % - 10 предметов
  • 14% - 9 предметов
  • 4% детей- 8 предметов
  • 4% детей – 6 предметов

При исследовании памяти 29% детей смогли запомнить 3 картинки и правильно найти их среди дистракторов без удержания последовательности предъявленных стимулов; 38% запомнили 2 картинки, 14% запомнили 1 картинку; 19% не смогли справиться с заданием.

Полученные результаты я сравнила с имеющимися в литературе данными по этому возрасту. По некоторым показателям полученные мною результаты выше среднестатистических данных. Отсюда можно сделать вывод, что 3-х летним детям присуща любознательность, желание познавать окружающий мир, что и является предпосылками для развития познавательной активности. Моя задача – максимально использовать природные задатки и психологические особенности возраста для успешного развития познавательной активности ребенка.

Желая сформировать у ребенка познавательную активность, мы организовали развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. Одной из основных задач мы посчитали обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Нами продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков. Так были созданы:

  • Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, метания, упражнений с различным спортивным инвентарём).
  • Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании и т.п.), для знакомства с различными видами искусства и овладения различными навыками художественного труда.
  • Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
  • Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре, знакомства с различными видами театров и т.д.
  • Центр науки, где созданы условия свободного доступа для экспериментирования, развитию у ребёнка биологических представлений, знакомству с природными особенностями человека, экологического сознания.
  • Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, обсуждают прочитанные рассказы и сказки, прослушивают аудиозаписи любимых произведений писателей, композиторов, фоновые шумы (пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)

Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Обстановка в нашей группе создана прежде всего как комфортная и безопасная для малыша. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Маленькие дети-деятели, поэтому их пребывание в нашей группе организовано так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка- это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Мы попытались представить, какое место занимает познавательная активность в системе становления личности ребенка-дошкольника, определяющей оптимальное состояние факторов, необходимых для его дальнейшего развития и социализации.

Переход от процесса (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию) закономерно связан с целостной и саморегулирующейся личностью, гармоническое развитие которой фактически невозможно без действительного (взаимозаинтересованного) сотрудничества со взрослым.

Задача формирования познавательной активности у детей решалась нами в процессе организации и проведения воспитательных мероприятий, а также в рамках интегрированных форм работы: совместной деятельности, на занятиях, которые по своей структуре и содержанию направлены на развитие познавательной активности. В основу интегрированных занятий положен прием погружения в тему, который дает нам возможность объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Так, например, давая детям представления о дружбе на занятиях познавательного цикла, мы учим детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, а на занятиях художественного цикла «Как цыпленок и котенок подружились»(рисование), или «Мы улыбаемся друг другу» (аппликация) развиваем желание детей дружить друг с другом, радоваться дружеским отношениям других людей. На всех занятиях развиваем положительное отношение к познанию, поддерживаем познавательный интерес к окружающей действительности. При работе над темой «овощи» знакомим детей с плодами, даем представление о том, где растут овощи, выделяем характерные признаки с помощью зрительно -осязательно-двигательных действий, знакомим с ролью человека в жизни растений; на занятиях художественно-эстетического цикла закрепляем внешние характеристики (цвет, форма, размер). Закрепление полученных знаний происходит в других видах деятельности. Например, на занятии по развитию математических способностей по теме «один и много» решение математических задач проходило на материале «Овощи»:

В начале занятия создаю мотивацию к предстоящей деятельности: куклы приходят в гости, приносят овощи и просят приготовить борщ. Во второй части занятия идет повторение материала об овощах. В игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму овощей, закрепляют цвет, считают. В третьей части занятия выясняем, где куклы собрали овощи, что помогло овощам вырасти. Дети выбирают картинки с изображением солнца, дождя, лейки в руках человека, почвы. Выясняем: капуста одна, а помощников, которые помогли вырастить овощи – много и т.д. На последующих занятиях учу различать геометрические фигуры на этом же материале. Предлагаю детям найти фигуры, которыми можно заменить овощи по форме. Умственное развитие мы понимаем как развитие познавательных способностей ребенка. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Иными словами, развитие происходит только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия – именно для него - познавательной задачи и решает ее успешно. Хочу пояснить свою мысль. Если интеллектуальная задача не представляет для ребенка трудности и решается им «с ходу», это уже для него не мыслительная задача, и она не будет способствовать познавательному развитию.

Познавательную задачу мы даем детям в трех основных формах, в которых она имеет для них определенный смысл. Первая форма – сюжетно-ролевая игра(как ведущая деятельность дошкольников) – неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра протекает в развернутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями. Поэтому познавательные задачи, требующие развернутых внешних действий, в младшей группе мы предлагаем в форме сюжетно-ролевой игры. Например, выполнение задания на сравнение по количеству двух групп предметов с помощью фишек (или отобрать количество предметов, равных заданному, из большего множества), мы решаем в разыгрываемой сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один ребенок выполняет роль продавца, другой - покупателя. Игровая ситуация - - покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку определенные игровые действия, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи: использовать заместители для обозначения количества предметов.

Еще одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения их различными символическими средствами. Например, «волшебные стеклышки», через которые на занятиях по рисованию мы смотрим на предметы. Или другой пример: математический лес в царстве «Математики», когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определенному правилу и другие задания. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность детям полностью включиться в ситуацию, выразить свое отношение к ней, что является одной из форм ее осмысления.

Эмоциональное отношение во всех способах, о которых я сказала, связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Есть еще прием, который приводит к непосредственному эмоциональному отношению к решаемой задаче. Мы этот прием очень часто и широко используем – это проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворенность из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Например, в младшей группе мы используем проблемные ситуации в решении задач на сравнение предметов по величине. Однако, именно эту форму обучения дети предпочитают в старшем дошкольном возрасте. Причем избыток игровых атрибутов может им даже мешать.

Для того, чтобы поддержать познавательную активность ребенка, направленную на обследование окружающего мира, я использую и специальный путь- это создание условий для детского экспериментирования. Наблюдения на практике различных проявлений закономерностей пробуждают у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. Мы проводим специальное экспериментирование на «потопляемость» предметов, свойства песка, почвы. Например, «Откуда берутся лужи?» небольшими порциями наливаем воду в чашку с землей. Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. Подобные опыты проводим не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям предоставляется наибольшая свобода, мы отвечаем лишь на возникающие детские вопросы, направляем ход их исследования. Организация и поощрение экспериментирования влияют на познавательное отношение детей к окружающему миру, расширяются их представления. С этой целью я использую неисчерпаемое богатство художественной литературы, наблюдения, беседы. Словом, все, что создает базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, и новые сведения дополняют ранее известные.

В моей работе интеграция присутствует во всех направлениях, связанных с формирование познавательной активности детей. Интеграция просматривается в подходах, методах, формах работы. Взяв за основу понятия «интеграция» как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов, можно весь интеграционный процесс схематически представить так (рис.), что позволяет увидеть целое в части и часть в целом, объединив в едином пространстве всю работу, направленную на развитие познавательной активности ребенка.

СИСТЕМНО - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА .

1.Средства

3.Принципы

4.Подходы

7.Обучение

Так на занятиях я использую методы:

  • Объяснительно-иллюстративный (при ознакомлении с новым материалом)
  • Репродуктивный (при закреплении знаний, при усвоении практических навыков и умений)
  • наблюдения
  • Частично-поисковый или исследовательский
  • Проектный метод (поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели)

Для достижения познавательной активности использую различные приемы:

  • Проблемные вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению и установлению сходства и различия
  • Прием преднамеренной ошибки. Очень важно, чтобы дети заметили ошибку, поправили, сделали вывод. Например, «К нам из леса прилетела птичка-белочка. Дети: белка-это зверь, у нее есть четыре лапы, мордочка, хвост, покрыта шерстью (она летать не может), а у птицы есть крылья, клюв, покрыта перьями (она может летать).
  • Игровые приемы
  • Приемы неожиданности.

Для полноценного развития познавательной активности одних занятий недостаточно, очень важно наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Так же очень важна совместная работа педагога с родителями над данной проблемой. От участия родителей в развитии познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Так, нами было разработано и проведено анкетирование для родителей, которое позволило нам выявить родительские группы по следующим признакам:

  • По психологическому климату семьи
  • По степени заинтересованности родителей в развитии детей

С учетом особенностей семейного воспитания были запланированы следующие формы работы с семьей:

  • Фронтальные
  1. родительские собрания с включением вопросов:
    1. условия жизни и воспитания детей в группе,
    2. формирование у детей самостоятельности,

3. особенности познавательной активности у детей 3-4 лет.

2. практикумы:

1) «Как организовать и провести простейшие эксперименты»,

2) «Как вести познавательную беседу»

3. Конкурсы – выставки

  1. «Осенняя мозаика»,
  2. «Новогодняя игрушки».

4. Библиотека для родителей(куда входят периодические и методические издания).

  • Групповые

1) консультации

2) практикумы

3) родительские встречи

  • Индивидуальные – беседы по мере необходимости.

Повторная диагностика по уровню познавательных притязаний показала, что 2 ребенка остались на первом уровне (10%); 3 ребенка на втором уровне (15%); 11 детей на третьем уровне (55%); 4 ребенка на 4 уровне (20%). Таким образом, для 75 % детей в результате проведенной работы выполнение действий, связанных с технической стороной решения задания (нанизывание колец пирамидки и по 1 и по 2 признакам) не являются интересными, привлекательными, поскольку не несут познавательной задачи.

Следуя педагогической системе развития познавательной активности детей, мы завершили первый этап.

Таким образом, изучение этой проблемы и анализ моего опыта позволили мне сделать вывод о том, что разработанная система достаточно эффективна уже сейчас и определяет пути формирования у детей способности совершенствования своей познавательной и практической деятельности в дальнейшей работе. Это совершенствование необходимо осуществлять в процессе детского экспериментирования, широкого применения проблемных и противоречивых ситуаций, поскольку они, на мой взгляд, позволяют очень рано включать детей в творческий процесс познания окружающего их сложного и изменяющегося мира.

Литература:

  1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; М: Наука, 1980.
  2. Ж. Глозман, А. Потанина, А. Соболева Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. «Питер», 2006.
  3. Т. Абдурасулова Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста./ «Психолог в детском саду»№ 4 , 2006.
  4. А. Булычева Решение познавательных задач: возможная форма занятий /«Дошкольное воспитание №4, 1996г. с.69.
  5. С. Щербакова, В. Голицын К вопросу о развитии познавательной активности / «Дошкольное воспитание» № 10, 1991 г. с. 56.
  6. А.И.Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль, 2002.
  1. Введение

Познавательная деятельность оказывает большое влияние на общее развитие ребенка и формирование его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, значительной затраты умственных сил и напряжения.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи ФГОС ДО в области познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия сразличными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Я считаю, что познавательное развитие является одним из главных аспектов развития ребёнка. Насколько хорошо развиты интеллект, память, внимание, мышление детей, настолько удачнее будет в дальнейшем складываться его учебная деятельность. Если в дошкольном возрасте ребёнок научится логически мыслить, запоминать, творчески подходить к делу, то у него не будет проблем с дальнейшим обучением в школе. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте оказать всю необходимую помощь для развития познания.

  1. Исследование детского восприятия (возраст 3-4 года)

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

  1. Развитие внимания в дошкольном возрасте

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

  1. Любопытство и любознательность.

Познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности. Они в свою очередь переходят от низшей к высшей стадии в совместной специально организованной деятельности взрослого и ребенка. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.

Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное

видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, избирательной нацеленностью на познаваемый предмет и четкой мотивацией. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность. Источник познавательной активности - познавательная потребность, процесс удовлетворения которой осуществляется через поиск, направляемый на открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

  1. Познавательное развитие детей 3-4 лет

Объектом познания детей 3-4 лет является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события) , воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто?Что?) ; знают различные качества и свойства (Какой?) . Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни?) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.

5.1 Сенсорное развитие. Формирование элементарных математических представлений

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен-но новые свойства сенсорных процессов: ощущение и вос-приятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства пред-метов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст-вия и начинает развиваться как самостоятельный, целена-правленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету оп-ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит-ся в дошкольном возрасте одним из основных процессов не-посредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошколь-ном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле-нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель-ному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разно-образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных об-разов. Действия восприятия развиваются благодаря усвое-нию системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геомет-рических форм и др.).

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно - пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция - сравнение и обобщение - формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это всё маленькое) .

5.2 Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо- видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

5.3 Знакомство с окружающим миром, социальным и предметным окружением

Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями.

  1. Роль дидактических игр в познавательном развитии детей 3-4 лет

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

В процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.

В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей.

  1. Образовательные ситуации для детей младшего дошкольного возраста

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей , которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательные ситуации используются как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. Главными задачами образовательных ситуаций, которые решаются педагогом в процессе организованной образовательной деятельности, являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Использование педагогом образовательных ситуаций в процессе режимных моментов направлено на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новые знания, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Структура образовательной

ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одного вида деятельности, то ее структура соответствует данному виду деятельности. Запускать такую ситуацию могут сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, организация опыта и пр.

Образовательная ситуация начинается с того, что педагог вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед ними игровую задачу и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей.

Использование педагогом образовательных ситуаций способствует развитию познавательного интереса дошкольников - одной из составляющих познавательного развития ребёнка.

  1. Заключение

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед дошкольными учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у дошкольников познавательные процессы и стремление к самореализации.

Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими.

Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог.

  1. Список литературы

1.Н.Веракса Познавательное развитие в дошкольном детстве, 2012, Москва, Мозаика-синтез

  1. Т.В.Хабарова Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет), 2017, Детство-Пресс, Санкт-Петербург
  2. Р.П.Тугушева Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности, 2018, Детство-Пресс, Санкт-Петербург
  3. О.Э.Литвинова Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста, 2015, Санкт-Петербург, Детство-Пресс
  4. О.В.Дыбина Познавательное развитие детей дошкольной образовательной организации, 2015, Москва