Диагностика семьи и семейного воспитания. Методы диагностики семьи Опросники как метод семейной диагностики

В работе с семьёй используются такие методы как: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Основные сложности в диагностической работе с конкретной супружеской парой, имеющей определённые проблемы, определяются сущностью семьи как малой социальной группы, это влечёт за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных напрямую зависит от состава семьи, поскольку каждый её член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия. Для психодиагноста так же представляет сложность комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из её членов в отдельности. Сама структура межличностных отношений в семье многообразна и в основном зависит от роли, отведённой каждому из членов семьи. Основной задачей диагностики является выделение этой особенности и выявление специфики осуществления членами семьи .

Так же на планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова указывают, что «сбор информации предполагает наличие у консультанта определённой модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака ещё далека от завершённости. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, её интерпретации и использовании». Следовательно, является необходимым краткое обоснование выбора методик при планировании диагностического исследования супружеской пары.

При планировании диагностического обследования супружеской пары, помимо уже указанных моментов, также необходимо учитывать следующие: 1)социально-психологические характеристики семьи; 2)историю супружеской пары; 3)структуру семьи и ролевое взаимодействие; 4)особенности эмоциональных отношений супругов; 5)типичный характер конфликтов; 6)микроокружение семьи; 7)стадию супружества .

Методики, используемые при диагностике, должны соответствовать следующим критериям: 1) быть достаточно простыми в обработке; 2) быть доступными пониманию испытуемых; 3) не требовать много времени для выполнения; 4) быть связанными с основной темой консультирования; 5) по возможности, давать максимум информации при минимальном количестве тестов . Необходимо установить доверительные отношения с супружеской парой и обеспечить конфиденциальность как самого обследования, так и полученных результатов и выводов согласно профессионально-этическим нормам психолога-диагноста. Подбор методик для диагностики отношений в супружеской паре зависит от целей и задач исследования.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстикис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное - неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Методика состоит из 21 утверждения, результаты интерпретируются по трём шкалам: 1) субшкала вины; 2) субшкала тревожности; 3) субшкала напряжённости.

Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность - автор А.Н.Волкова, модификация В.И. Слепковой) - предназначен для диагностики трёх феноменов отношений: понимания партнёра, эмоциональной привлекательности партнёра, уважения к партнёру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнёра, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнёру, принятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Тест-опросник удовлетворённости браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворённости - неудовлетворённости, а также согласования - рассогласования удовлетворённости браком в конкретной супружеской паре. Опросники применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук) направлена на диагностику восприятия и понимания супругами друг друга и конфликтной ситуации, также диагностируются индивидуально-специфические защитные паттерны супругов. Опросник состоит из 89 утверждений, которые объединены в 8 шкал: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дифензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала.

Методы диагностики и психологической помощи для детей в первую очередь зависят от возраста ребёнка. К основным методам диагностики следует прибавить ещё и такие методы как игровая терапия, арттерапия и сказкотерапия.

Игровая терапия - является методом психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе методики, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию тёплых отношений между участниками группы, снимает напряженность, стресс, тревогу, страх, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии индивид может продемонстрировать свои негативные установки, выразить свой страх или гнев по отношению к членам семьи или другим значимым людям. Свобода говорить и выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать самого себя и других, позволяют человеку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Основной целью арттерапии является гармоничное развития личности посредствам развития способностей самовыражения и самопознания. Основной техникой арттерапевтического воздействия является активное воображение, которое направлено на столкновение лицом к лицу сознательного и бессознательного. В качестве одного из возможных коррекционных механизмов, может выступать сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает интерпретировать вытесненные переживания, дисциплинировать группу, повысить самооценку клиента, помочь человеку осознавать свои ощущения и чувства. В качестве материалов для проведения арттерапии используются краски, карандаши, пластелин. Арттерапия может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме/

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкатерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

2.16. Диагностики семьи и семейного воспитания.

Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Программа «Детство» предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом выступает диагностика.

Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.

В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом, старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания старших дошкольников в системе психолого - педагогической поддержки семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во второй части статьи.

В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.

Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:

    Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

    Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.

    Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.

Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок» , беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок времени и вечером.

В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:

    И ребенка на общение (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)

    Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно

    Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении - сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

    Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

    Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

    Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.

Беседа для родителей «Мой ребенок »

(Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой)

Цель выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения . В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

    Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

    Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

    Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

    Насколько общителен с окружающими?

    Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

    Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

    Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?

    Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

    Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

    Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

    Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения . Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

да нет не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) врача.

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) занятия;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д) литературу;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку .

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы отмечаете семейные праздники?

    Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

    Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

    Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

    Какие дела Вы можете ему доверить?

    В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

    Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?

    Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

    Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

    Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

    Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

    В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

    В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

    Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

    Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом - страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия - антипатия, близость - отдаленность, уважение - неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

- любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

- употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

- смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

- негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

- неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

- раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

- негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

- неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение

- высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

- указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

- отношение к ребенку как к равному.

Неуважение

- отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

- отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

- указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

- указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

- ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

- хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

- употребление прямой речи;

- беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

- оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

- взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

- отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

- взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

- описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

- противопоставление «он» - «мы»;

- формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

- постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал . Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется . После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы :

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ структуры рисунка .

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения : ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Игровая методика «Семья»

(автор Т.И. Пухова, модификация И.В. Худяковой)

Цель - исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал : в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Методика проведения .

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации - 1 балл, за продолжительность действия с ним - тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. - мама, П. - папа, Р. - ребенок, Др. - другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

Ф.И. детей

Первичный выбор персонажа

Наличие персонажа в игровой ситуации

Продолжительность действий с персонажем

М.

П

Р

Др.

М

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Данный этап диагностики по количеству набранных баллов, позволит воспитателю понять какой персонаж (член семьи) для ребенка наиболее важен и значим, с кем дошкольник хотел бы тесно взаимодействовать.

Второй этап методики состоит из игровой ситуации и беседы с ребенком. Сначала ему предлагается сделать мебель и обстановку для персонажей, затем - показать и рассказать, что они делают. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?» Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные), активных действий (инициирующие, поддерживающие, результирующие) (см. табл. 2). В специальном протоколе отмечаются все сопровождающие высказывания ребенка (см табл. 3). За каждое действие или высказывание насчитывается 1 балл, затем баллы суммируются и заносятся в таблицу.

Таблица 2. Характеристика предметных действий персонажей

Ф.И. детей

Активные действия

Пассивные действия

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Большое количество баллов зафиксированных в таблице говорит о желании (активные действия) или нежелании (пассивные действия) ребенка взаимодействовать с тем или иным членом семьи.

Таблица 3. Протокол фиксации детских высказываний.

Фамилия имя ребенка _______________________________________

Возраст ребенка ____________________________________________

Высказывания ребенка по отношению к персонажам

Мама

Папа

Ребенок

Другие

На этом этапе воспитатель, анализируя детские высказывания, сможет выяснить особенности отношений ребенка с предполагаемым членом семьи.

На следующем этапе, после того как ребенок закончил играть, воспитатель вместе с ребенком убирает материалы и беседует с ним, используя вопросы: «Кем ты станешь, когда вырастешь? Хочешь ли ты быть похожим на маму (папу)? Почему? Какая (ой) у тебя мама (папа)? Ты каким (какой) будешь?».

Речь ребенка фиксируется, отмечается характер высказываний (нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к персонажу, их количество (за каждое высказывание по одному баллу) (например, см. табл. 4). Это позволит воспитателю определить, как ребенок эмоционально настроен на каждого члена его семьи.

Таблица 4. Характеристика экспрессивности высказываний по отношению к персонажам

Ф.И. детей

Нейтральные высказывания

Позитивные высказывания

Негативные высказывания

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

М.

П.

Р.

Др.

Благодаря этой методике воспитатель может изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком их педагогическим позициям и его личностной позиции, т. е. насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.

Методика «День рождения» (автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методика проведения .

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг.

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

- Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора - внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:- Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

- Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики»».

Анализ результатов: При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые - желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) - желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные - несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов - наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении - наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) - значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность воспитателю изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит воспитателям изучить особенности и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированны на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи. Воспитатель здесь может использовать такие методы, как анкетирование (анкеты: «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А. Колеченко), анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка») и проективная методика «Как я представляю своего ребенка в школе».

Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А.Колеченко)

Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.

Предъявление задания . «Уважаемые родители! Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.

Верно ли утверждение...

Да

Нет

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребёнка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны

дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.

15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

Всего

Анализ результатов.

Воспитатель подсчитает количество баллов.

Если ответов «да» 4 или менее - родители вполне готовы принять новую социальную роль своего ребёнка.

Если ответов «да» от 5 до 10 - у родителей возможны трудности в будущем школьном обучении их детей.

Если ответов «да» 10 и более - родителям, возможно, необходима помощь специалиста (педагога-психолога)по решению возможных проблем.

Необходимо обратить внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание; тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Полученные результаты данной методики дадут возможность воспитателям помочь родителям научиться предвидеть и избегать проблем школьной адаптации.

Анкета « Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой)

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

Предъявление задания . Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________

4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______

5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________

Обработка данных

Подсчитывается процентное соотношение ответов на вопросы. Анализируется, в чем родители видят роль семьи в предверии школы (вопрос 2), склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются (вопрос 3). На основе анализа результатов этой методики может быть сделано предположение о понимании родителями значимых и связаных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова)

Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.

Методика проведения. Родителям предлагается дома рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».

Анализ полученных результатов.

    Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже - каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие».

    На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости.

    При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, например, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Это может выступать как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые казалось бы напрямую к учебе не относятся, это объясняется способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.

    Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне.

    Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Необходимо обратить внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.

Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ребенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходится в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?

Вопросы по рисункам родителей (в письменном виде):

1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?

2. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?

3. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?

4. Проявились положительные представления о школе?

Результаты диагностики позволят воспитателям выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе, готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка, а также определят особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, изучат переживания родителями о встрече со школой; как они видят школьную действительность своих детей.

В ходе итоговой диагностики педагогам важно увидеть, произошли ли какие-нибудь изменения в педагогической позиции родителей, какими умениями в воспитании детей они овладели. Для этого воспитатели могут воспользоваться такими методами, как анкетирование родителей (Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей), беседа с детьми «Семья глазами ребенка».

Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.

    На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт;

д) читаете педагогическую литературу.

    Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.

    Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.

    Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

По результатам анкетирования воспитатель сможет определить насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.

Беседа со школь «Семья глазами ребенка».

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы :

    Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?

    Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

    Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

    Во что ты больше всего любишь играть дома?

    С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

    Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

    Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?

    Ссорятся ли твои родители?

    Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

    С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

    Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

    Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

    Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

    Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

    Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

    Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

    Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

    Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

    Любишь ли ты с ним играть, как?

    Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

    Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

    Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

    Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях школьников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

Литература

Основная

    Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

    Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

    Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.

    Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Дополнительная

    Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

  1. Андреева т.В. Психология современной семьи. – сПб., 2005.

  2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5.

    Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

    Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995.

Социально-психологическое исследование семьи по программе а.Н. Волковой и т.М. Трапезниковой

Анализ семейной структуры по следующим направлениям:

- Социально-психологические и демографические характеристики семьи.

В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия.

- Анализ добрачных отношений .

В качестве основной методики исследования на данном этапе используйте метод ретроспективного отчета при этом учитывайте следующие моменты: продолжительность знакомства супругов до заключения брака; ситуация знакомства (на работе, учебе, на вечеринке и т. д.); эмоциональный характер первого впечатления друг о друге; продолжительность обдумывания брачного предложения; инициатор брака.

    Анализ микроокружения семьи.

В качестве основной методики исследования микроокружения используйте беседу – интервью. Под микроокружением в данном случае понимается тот круг лиц, с которыми наиболее тесно взаимодействуют члены семьи (близкие родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.)

    Учет стадии развития семьи.

На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики.

    Оценка уровня благополучия супружеских взаимоотношений.

Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. Волковой; шкала субъективной удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; тест – опросник удовлетворенности браком В.В. Столина и Т.Л. Романовой и др.

    Оценка отдельных феноменов супружеских взаимоотношений может проводится при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. Волковой; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, проективный рисунок семьи и др.

    Оценка родительско-детских отношений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений можете использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене – Жиля и др.

2. Напишите краткое сочинение по теме: «Особенности функционирования моей семьи», опирайтесь на «Модель Мак - Мастерса», разработанную Эпштейном, Бишопом. И Левином.

Предложенная психологами модель наблюдения направлена на изучение шести аспектов функционирования семьи. Охарактеризуйте каждый из аспектов этой модели.

    Способность семьи к решению проблем.

Способность семьи решать проблемы проявляется в следующих умениях: умение осознать проблему и владение информацией о ней у всех участников; умение рассматривать альтернативные пути решения проблемы и принять одно-единственное решение; умение осуществить решение; умение убедиться в успешности своих действий и способность оценить результат.

- Коммуникации в семье характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем, погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» - более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования.

2. Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией и наоборот.

- Семейные роли. Ролевая структура семьи включает функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, правила «приписывания» ролей членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

- Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

- Аффективная вовлеченность это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней (недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью, «нарциссическая вовлеченность, сверхвовлеченность, симбиотическая связь и др).

    Контроль над поведением способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Санкт-Петербургский Государственный

Университет Культуры и Искусств

Факультет Культуры Семьи и детства

Реферат

«Методы диагностики семьи и семейных отношений » »

Работу выполнил

Королёв П.В.

Санкт-Петербург

Введение………………………..........................................................................3

1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина………………4

2. Специфика семейной диагностики……………………………………………7

3. Роль психодиагностики в эффективном исследовании семьи и брака……..8

    Некоторые методики психодиагностики брачно-семейных отношений…105. Диагностика детско-родительских отношений…………………………….14

Заключение………………………………………………………………………17

Литература………………………………………………………………………18

Введение

В настоящее время повышенный интерес к семье и браку обусловлен различными причинами. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Этим объясняется интерес к избранной теме.

Учитывая актуальность проблемы исследования брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области брачно-семейных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

    рассмотреть состояние проблемы брачно-семейных отношений в современной научной и популярной литературе;

    выявить методики диагностики брачно-семейных отношений;

    показать общее и особенное в предложенных методиках, определить практическую значимость методик.

    Выявить, с какой целью и как проводится исследование отношений ребёнка с родителями применяя некоторые методики психодиагностики.

1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина

Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания – с другой.

Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.

Диагностика – это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования.

Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них.

С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция.

Подавляющая часть исследователей и практических работников исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством.

В диагностике как научной дисциплине в большинстве работ применительно к системам «человек-человек» принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела – семиотический, технический, логический и деонтологический.

Семиотический – содержит описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов, признаков болезней.

В техническом дается характеристика методов (методик) и средств обследования объекта диагностики.

В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики.

В деонтологическом – принципы общения с больным и врачебная практика.

Психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта.

Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза.

Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к выполнению деятельности, которой он будет заниматься непосредственно после диагностики.

Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий:

1. Идентификация проблемы – на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).

2. Концептуализация – на этой стадии формируется структура полученных знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения между понятиями, структура информации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача стадии концептуализации – разработка неформального описания знаний о предметной области в виде карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.

3. Формализация – строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве – логические методы, продукционные модели, семантические сети, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.

4. Реализация – для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства – оболочки экспертной системы. Задача этой стадии – разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства.

5. Тестирование – оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей; главная задача стадии – выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.

2. Специфика семейной диагностики

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, «...чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию».

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

3. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака

Семья как объект исследования привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в рамках ее жизнедеятельности свой предмет для изучения. Так, история изучает семью в ретроспективе ее развития; психология видит свой предмет в анализе межличностных отношений; демография – в выполнении семьей детородной функции; медицина – в исследовании состояния здоровья членов семьи; социология – в изучении причинно-следственных связей становления и функционирования брака и т. п.

Большой вклад в понимание проблемы семейных отношений внесли известные отечественные психологи Б.Г. Ананьев, В.А. Лабунская, И.Н. Обозов и др.

Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.

Эмпирические исследования брачно-семейных отношений в семье Л.С. Бенджамина, Т. Хастона, Е. Шефера и других, дают основания выделить ось «любовь-ненависть» в качестве универсального и важнейшего измерения взаимоотношений супругов, а также родителей и детей. В работах Е. Шефера называется в качестве параметра – «свобода-зависимость». Аналогичные измерения отношений – «привязанность-автономность» и «доброжелательность-враждебность» – выделены при эмпирическом изучении социальных ориентаций. Ряд исследователей (Е. Богардус, А. Моль, Д. Фелдес) подчеркивают, что важнейшей характеристикой межличностных отношений выступает психологическая дистанция между партнерами. Они выделяют такое их измерение, как «близость-отдаленность».

Общие схемы семейной диагностики. Существует несколько схем психодиагностического исследования: Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре 1)Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2)Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. 3)Проведение тестирования; анализ полученных данных. 4) Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5)Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6) Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Системный Семейный Тест Т. Геринга (FAST) Т. Геринг и И. Вилер Проективная методика исследования личности для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи, диагностика межличностных отношений в семье. Возраст испытуемых без ограничений. На доске, разделенной на 81 квадрат со стороной 5 см, испытуемому предлагается разместить фигурки, изображающие членов семьи так, чтобы степень близости между ними отражалась расстоянием между фигурками. На фигурках условно нанесены точками глаза. Фигурки можно расположить на доске таким образом, чтобы они "смотрели" друг на друга прямо, искоса или отвернувшись. Их можно установить на кубики разной высоты (1, 5, 3, 4, 5, 7, 5 см) в зависимости от степени влияния на решения, принимаемые семьей по тем или иным вопросам.

Тест опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова) Предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности– неудовлетворенности, а также согласования– рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в психотерапевтической и консультативной практике.

Опросник «Понимание, эмоциональная превлекательность, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волкова Предназначен для диагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональной привлекательности партнера, уважения к партнеру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Опросник «Конфликты» Г. Лером Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и шести вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженности личности в трех сферах: производственной, бытовой, партнерскосупружеской. Выводится также суммарный показатель конфликтности респондента.

Методика Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) Позволяет охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варг, В. В. Столин) Выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3- 10 лет Опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони) адаптация А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой Предназначен для изучения эмоциональных отношений ребенка в семье, и в первую очередь для определения позиции ребенка в семье. Тест позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношения к себе. Выявляются типы психологических защит, используемые ребенком.

Опросник «Родительские установки. PARY» (Е. Шеффер и К. Белл) Предназначен для изучения отношений родителей к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковская Предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, какое видение взаимодействия с другой стороны – с позиции детей.

Методика Рене Жиля Предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Юстицкис) Позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервнопсихическое напряжение; семейную тревожность.