С тобой навсегда. Дирекция образовательных программ Государственные и ведомственные награды

Научно-преподавательский стаж

Более 25 лет

Заслуги, награды Уровень образования, квалификации

Высшее педагогическое образование

Направление подготовки (или специальность)

специальность-математика

Общий стаж

Более 25 лет

Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

Стажировка лауреатов конкурса «Школа Сколково» в Англии (февр.2012);
- участие в работе экспертной группы МОН РФ по модернизации педагогического обр-ния (с января 2013).
-Участие в конф. «Управление переходом к новым инфраструктурам, обеспечивающим индивидуализацию образования» - пленарный доклад
(Томск, ТГУ, февраль 2013)
- Участие в конф. РГГУ «Международные Чтения Выготского» (Москва, РГГУ, ноябрь 2014) – секц. Доклад;
- Методика преподавания жизненной навигации (октябрь 2015)

Основные публикации
  1. Ковалева, Т.М. Универсальные методы невозможны (семьи, с которыми работают тьюторы, слишком разные // Управление школой. 2013. №3, с.11-14.- 0,3 п.л.
  2. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. 2013 № 5, с.51- 56.- 0,4 п.л.
  3. Ковалева, Т.М. В вашем штате –тьютор (нормативно-правовое оформление профессии) //Управление школой. 2013, №1, с.45-49.- 0,3 п.л.
  4. Ковалева, Т.М. Новый взгляд на Российскую историю: тьюторская
    антропопрактика Ч.С.Гиббса в императорской семье/ Т.М. Ковалева //Антропопраксис – 0,5 п.л.
  5. Ковалева, Т.М. Реализация тьюторской модели в системе дополнительного профессионального образования / Развитие практик тьюторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования: сь.материалов Всероссийской науч.-практ.тьюторской конференции 15-16 октября 2013 года. -Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013, с. 6-11.- 0,4 п.л.
  6. Ковалева, Т.М. Субъективность как рабочее понятие для тьюторского сообщества (на материале работ Мишеля Фуко)/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы 6 международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013 года.-М, МПГУ; МИОО, 2013, с.7-12.- 0,4 п.л.
  7. Ковалева, Т.М. Инициативность как проявление человеческой субъективности / Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции. Красноярск, апрель 2012 года.- Красноярск, 2013, с.137-141.- 0,3 п.л.
  8. Ковалева, Т.М. Проводник в потоке возможностей (о тьюторстве в современном российском образовании) //Минская школа сегодня. 2013 № 9, с.36-41. – 0,5 п.л.
  9. Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику/Т.М. Ковалева // Совет ректоров. – 2014. — №5. — 0,2 п.л.
  10. Ковалева, Т.М. Ресурсность тьюторства в современном образовании/ Т.М. Ковалева// Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: материалы I Международной научно-методической конференции.-Кисловодск — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 0,5 п.л.
  11. Ковалева, Т.М. О возможности тьюторского сопровождения в современном образовании /Т.М. Ковалева// Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. — М., 2014.- 0,6 п.л.
  12. Ковалева, Т.М. Еще об одной тьюторской практике в российской истории (на примере императорской семьи Николая II) /Т.М. Ковалева// Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г в 2-х томах. Т.1. / Под ред С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. Т.1. – М., ФГНУ ИТИП РАО. – 2014. – 0,5 п.л.
  13. Ковалева, Т.М. Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий /Т.М. Ковалева// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 4., с.63-71.– 0,5 п.л.
  14. Ковалева, Т.М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения (в соавт. С В.А.Углевым) // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. — 2014.- №3, с.420-449.- 1,8 п.л.
  15. Ковалева, Т.М. Новые факты для тьюторского сообщества: тьюторская практика в царской семье Николая II // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности. Материалы 7 Международной научно-практической конференции и 19 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 28-29 октября 2014 года/ Научный редактор: Т.М.Ковалева. М.: МПГУ, 2014., с.7-18.- 0,8 п.л.
  16. Ковалева, Т.М. Дидактический и управленческий взгляд на тьюторскую деятельность в школе // Основные тенденции развития образования: теория и практика: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.:ФГБНУ «ИСТО РАО», 2014., с. 230-236.- 0,5 п.л.
  17. Ковалева, Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая технология в работе современного учителя // Преподаватель 21 век.-2014.- т.1, №4.-с.171-179.- 0,5 п.л.
  18. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы тьюторства» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

    [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 11,1 п. л.
  19. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Открытое образование» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 10,2 п. л.
  20. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Тьюторские практики»
    по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
    Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева
    [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 8,3 п. л.
  21. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология » Портфолио» как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 7,4 п. л.
  22. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология «Образовательное путешествие» как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 8,3 п. л.
  23. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова / Ковалева Т.М., Чередилина М.Ю.// Проекты развивающего обучения (серия).- М., НП «Авторский Клуб»,2015., 56 с. — 3,5 п.л
  24. Ковалева, Т.М. Новые ресурсы дидактики для современной школы. // Наука и школа, 2015. №1 с.88-94.- 0,3 п.л.
  25. Ковалева, Т.М. Переживание как возможный исток учебного действия // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы 16 Международных чтений памяти Л.С.Выготского. — М.: Левъ,2015. с.42-47.- 0,3 п.л.
  26. Ковалева, Т.М. Иной взгляд на современное педагогическое образование: тьюторское сопровождение студентов бакалавриата 1 года обучения // На путях к новой школе, 2015, №2, с.51-53.- 0,1 п.л.
  27. Ковалева, Т.М. Человекоразмерность как возможный критерий образовательной практики //Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-тихоокеанского региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 17 декабря 2015г.- Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016, с. 9-12.- 0,2 п.л.
  28. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс современного образования // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: материалы международной научно-методической конференции 11-13 мая 2016 года.- Спб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2016, с.10-11.- 0,1 п.л.
  29. Ковалева, Т.М. Плечо поддержки //Директор школы, 2016. №9, с.53-58.- 0,3 п.л.
  30. Ковалева, Т.М. Индивидуализация и проблема времени в образовании: концептуальные повороты в проблематике тьюторства /совм. с Якубовской Т.В.// Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ. Материалы IX Международной научно-практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции 01-02 ноября 2016 г.- М.: «Буки-Веди», 2016, с.105-115.- 0,6 п.л.
  31. Ковалева, Т.М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU: Гуманитарный альманах.-Новосибирск: НГУЭУ, 2016, с.71-81.- 0,6 п.л.
  32. Ковалева, Т.М. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации / совм. с Сухановой Е.А., Зоткиным А.О.// Университетское управление: практика и анализ, 2016. №101(1), с. 90-97.- 0,2 п.л.
  33. Ковалева, Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой / совм. с Якубовской Т.В. // Человек.RU: Гуманитарный альманах.- Новосибирск: НГУЭУ, 2017, с.85-94.- 0,5 п.л.
Область научных интересов

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Аспирантура заочная - до 1988 г., очная аспирантура 1988-89 гг, при кафедре методики математики МПГУ им. В.И.Ленина.
Очная целевая докторантура Института теории образования и педагогики РАО: 1995-98 гг.
Высшее: МПГУ (МГПИ им. В.И. Ленина), математический факультет, специальность "математика", 1982.

Тема кандидатской диссертации

"Организация и содержание самоподготовки по математике в условиях школы полного дня»" (1990)

Тема докторской диссертации

"Теоретические основы становления инновационной школы" (2000)

Публикации

1) Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Вопросы образования (ВАК). – Москва: Гос.университет – Высшая школа экономики, 2011.-№2.- 1,2 п.л. (стр.163-180), 1300 экз.
2) Эффективная школа: факторы успеха. Материалы Международной конференции.- Киев: Киевский университет имени Бориса Гринченко, 2011.- 0, 5 п.л. (стр. 1-8), 300 экз.
3) Принцип индивидуализации в современном образовании как важный аспект социокультурной модернизации российского общества// Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества. Материалы научно-теоретической конференции ИТИП РАО (24.10.2011). – М.: ИТИП РАО, 2011.- 0,3 п.л.
4) Проблема субъективности в современной дидактике // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь 2012, ART 1730 . – CПб., 2012г. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm . – Гос.рег. 0421200031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 13.04.2012]
5) Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Февраль 2012, ART 1730 . – CПб., 2012г. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm . – Гос.рег. 0421200031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 13.05.2012]
6) Профессия «тьютор». Коллект. монография, М.-Тверь: «СФК-офис».- 15,375 п.л. -300 экз. (в соавторстве с Е.И.Кобыщей, С.Ю.Поповой (Смолик), А.А.Теровым, М.Ю.Чередилиной).
7) Современная педагогическая наука: проблема субъективности. Сдана в печать 2013.
8) Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий
Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 63-71.
9) Антропологический взгляд на современную дидактику
Совет ректоров. 2014. № 5. С. 53-55.

Государственные и ведомственные награды

Почетное звание: «Почетный работник общего образования»
(МОН РФ) - 2011 г.
Почетная грамота Томской области – 2011 г.
Почетная грамота ученого совета Московского педагогического государственного университета – 2010 г.
Медаль «За особые заслуги в Развивающем обучении» (МАРО) 2008 г.

Достижения и поощрения

Председатель Программного комитета ежегодных международных тьюторских конференций в МПГУ, научный руководитель Школы Золотое Сечение
Руководитель межрегиональной исследовательской группы МТА по разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности (2010-2012);
Руководитель проекта «Тьюторская модель школы «Сколково» -лауреата международного конкурса -2012,
Являлась экспертом Российского гуманитарного научного фонда, проекта «Развитие образования в России» Института «Открытое общество» (Фонд Сороса); сети федеральных экспериментальных площадок МОН РФ (Институт образовательной политики «Эврика»).
В данный момент является членом Комиссии Министерства образования и науки по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (№ 314 от 29.04.2013).

сразу скажу я родилась в ночь на 31 ДЕКАБРЯ.....
кто -то скажет...вот повезло...а для меня это самый суматошный день....
.............
писать начала неожиданно.это случилось кажется в 2008году. вдруг начинали падать рифмы...очень настойчиво и ночью и днём...иногда в самые неподходящие моменты... приходилось записывать...иначе будут стучаться и требовать этого,пока не перенесу их на бумагу...
чаще всего ОНИ падают на закате...
я очень люблю небо...и каждый день езжу на эльбу провожать солнышко...и там,в окружении всей этой какафонии красок,вдруг происходит нечто....и начинают звучать рифмы...
пишу всегда сразу на всплеске души...или как я говорю-на взмахе крыла...
раньше,если честно,писала только для друзей в одноклассниках, пока друзья не заставили меня прийти сюда и открыть эту страничку...
уж очень хочется заразить всех своей радостью,любовью к этому удивительному сокровищу по имени небо...
мне нравится жить...очень нравится...
я пью мою жизнь смакуя каждое мгновение...
не всё у меня гладко...иногда крылышки не хотят летать..
но небо оно всегда меня исцеляет...
и вновь окрыляет этой жадностью жизни...врачует радостью...
пусть и в ваших душах всегда живёт это сумасшедшее чувство радость...а ещё...-любовь...
без них..-никак!!только они дарят свет нам и нашим душам...
рада,что вы ощутили прикосновение моих буковок...
очень....
летайте по вашим дням самой светлой радостью!!!
с уважением к вам...
я....
:))))))))))))))))))))

Сегодня случайно нашла на форумах это чудо....
не могу не поместить его

ЭТО...-ПОЧТИ...ОБО МНЕ.....
мой друг по крылу иосиф пашковсий помог мне найти автора этих удивительных строк....

Многоточие...
Заза Датишвили
Дине Абиловой

Я... любил многоточие...
Чуть заметные следы прокравшейся рядом,
мимолетной мысли...
Любил...
За недосказанность...
За приглашение - сопереживать...
За очаровательность интриги...
За готовность - вздохнуть вместе...
За легкий свет грусти...
За протяжность чарующего мига...
За спасительную паузу...
Приводящую сердцебиение в норму...
Я любил многоточие
За мягкость нрава...
За задумчивость ума...
За сияющие три жемчужины в словах - «Да...» и «Мой...»
Я говорил - «Люблю тебя...» и знал:
Без многоточия это молитва станет похожей на окрик - «Стой!Стрелять буду!»...
...Я бы измерял чувства многоточиями, не ограничиваясь тремя...
Тем больше точек
Чем выше - страсти...
Чем глубже - драма...
Чем ярче - любовь...
Чем больнее - слово...
Чем острее - нож...
Чем злее - правда...
Чем смертельнее - яд...
...Наша любовь, похожая на многоточие,
Последними песчинками утекает
Сквозь пересохшее горло...
С небесного - «Бог...»
К преисподнему - «Уйди...»
И я ненавижу многоточие...
За тайный подсмысл...
За предрешенность, закованную тремя цепями...
За предупреждение гремучей змеи...
За безысходность...
За стук одиночества из будущего...
За знаки агонии...
За уродливую безликость...
За похабный шепот смерти...
За пожимание плечами: «А что я могу сделать...»
Многоточие...
Маленькие черные дыры, возникшие на бумажном негативе ночного небосвода,
Обрекшие на вечное рабство твоего тяготения...
Слово «Нет», надев черное ожерелье из многоточия,
Превратится в надменную и бездушную даму...
И тогда...
Я лягу на крест...
Сколоченный
Бревном мучительного бремени...
С перекладиной из бессонных ночей...
...Многоточие, примерив красный капюшон,
Обернется в корявые, ржавые гвозди...
И, впиваясь в плоть, колокольным многоточием
Начнет привычное дело
По распятию Истины...
Первый - в левую...
Второй - в правую...
Третий - к окровавленным, слабым ступням...
Боль, многоточием растекаясь,
Лишит способности
Кричать...
Думать...
Бороться...
Лишь тихий бой угасающего разума
Мигнет упрямым многоточием...
Люблю...
Люблю...
Люблю...
© Copyright: Заза Датишвили, 2012
Свидетельство о публикации №212092201444

Все права на материалы, публикуемые на данной Интернет-странице, принадлежат автору, и охраняются в соответствии с законодательством РФ, в т.ч. Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
А потому при цитировании размещенных здесь стихов и рассказов НЕОБХОДИМО
ссылаться и на автора, и на интернет-адреса его произведений.
________________________________________

Петер Фолькер обдумывает несколько секунд мои слова, помешивает ложечкой чай в стакане. Ложечка поблескивает в определенном ритме.

Почему-то я пугаюсь этого:

«Не гипнотизирует ли он меня?»

Петер смотрит на меня внимательно, он прямо-таки обволакивает меня небесной синевой своих глаз.

И вдруг улыбается:

Не пугайтесь... Вы просто очень нравитесь мне.

Он будто в душу мне заглянул. Или испуг был написан у меня на лице? И еще я не ожидала, что он выскажется так прямо.

Меня трогают за живое его слова. Кажется, я даже краснею. Господи! Как маленькая девочка, я прямо-таки заливаюсь краской. Давно со мной такого не бывало! Я даже не помню, когда в последний раз и бывало-то.

Схватив салфетку со стола, начинаю легонько промакивать губы. Этот маневр я провожу, чтобы отвлечь внимание Петера на салфетку. Попросту я прикрываюсь салфеткой. Мне почему-то не хочется казаться собеседнику чистой, неискушенной, краснеющей по всякому пустячному поводу тургеневской девушкой или только что упомянутой гетевской Маргаритой. Мне хочется казаться самостоятельной деловой женщиной, уверенной в своих силах и весьма преуспевшей в жизни.

Не знаю, удается ли мне сейчас это? Может, внешне и удается, но мысленно я кляну себя и смеюсь над собой:

«В чем же ты преуспела, неудачница? В самостоятельной жизни общежитской? Никакая ты не деловая женщина, а обыкновенная старая дева двадцати семи лет. С претензиями, но без возможностей. Даже угла своего нет!..»

Я быстро отгоняю от себя эти мысли. Я уже давно научилась отгонять от себя неприятные мысли. В этом умении - защитная реакция моя.

Отложив салфетку, улыбаюсь:

А вы не опоздаете, Петер?

Он быстро взглядывает на часы:

Если ехать на такси, остается еще время.

Вот и прекрасно! - восклицаю я. - Вы подбросите меня до театра.

Вы актриса? - глаза Петера широко распахиваются. - Как я сам не догадался! Ну конечно! Вы типичная актриса...

О нет! - я смеюсь. - Обошла меня эта чаша. Я всего лишь скромная труженица, секретарь.

Не сомневаюсь, вы - самый лучший секретарь, - не теряется Петер. - И вы мне нравитесь... Я, конечно же, подвезу вас на такси.

Поглядываю на салфетку:

«Нет, она мне не понадобится. Я владею собой. И он больше не застанет меня врасплох».

Возле дома на стоянке ожидает одинокое такси. Мы садимся на заднее сиденье, и я, к изумлению своему, обнаруживаю за рулем того же таксиста.

Он хмуро поглядывает на меня в зеркальце заднего вида:

Сначала - Мариинский театр...

Машина трогается. Петер оглядывает микрорайон и говорит, что непременно постарается запомнить это место.

Водитель такси, услышав немецкую речь, почему-то сразу перестает хмуриться. Даже более того; какая-то подленькая улыбочка начинает время от времени играть у него на губах. И на меня он поглядывает понятливо. «Что он там себе понимает?» - укалывает меня вопрос. На Петера Фолькера таксист глядит с интересом и с некоторой надеждой. «На валюту надеется, что ли? Впрочем этот таксист человек явно опытный. Он знает, на что надеяться!..»

Едет таксист аккуратно и, кажется, выбирает не самую короткую дорогу. И больше не смотрит на нас. Петер молчит, восхищенными глазами глядит за окно. Он видит сейчас Петербург и, вероятно, ни о чем другом не может думать.

А я думаю о нашей беседе, о том приятном, что Петер мне сказал.

«Как он удивился, когда я заговорила по-немецки!»

Тут я вспоминаю свой институт...

Не всегда отдаешь себе отчет, в связи с чем всплывает в памяти то или иное воспоминание, но это вызвано мыслями о немецком языке... У нас на кафедре немецкого языка раз в год устраивались конкурсы переводчиков. И я каждый год принимала участие в них. И очень успешно: на первом курсе взяла главный приз - какой-то роман на немецком языке; на втором курсе меня тоже удостоили главного приза - книги о средневековых медиках на немецком же языке. И на следующий год я явилась на конкурс.

Ассистент кафедры Журавлева, почему-то обиженно поджав губки, выдала мне контрольный текст. Я села за стол. Игнорируя словарь, быстренько перевела отрывок из какой-то книги. И первой подошла к столу ассистента.

Я положила перед Журавлевой два листка:

Здесь, посмотрите, дословный перевод, а здесь... художественный.

Это были дополнительные очки: никто от нас не требовал художественного перевода.

Журавлева вскинула на меня удивленные глаза, сказала укоризненно:

Доктор Игумнова-Штерн, вы... нехороший человек!

Я думала, что ослышалась. Я ведь рассчитывала, что меня похвалят, ибо сделала даже больше, чем требовалось.

Почему? - выдохнула я растерянно.

Ассистентка смотрела на меня довольно прохладно:

Потому что вы пользуетесь своим превосходством в корыстных целях! Посмотрите на своих однокашников. Все эти студенты пришли участвовать в конкурсе. Они трудятся, им тяжело. А вы пришли отнимать у них книги, - после паузы она раздраженно добавила: - Я ведь не сомневаюсь - главный приз опять будет ваш.

Я вышла тогда из аудитории опечаленная и даже подавленная. Я была еще незакаленное дитя и все принимала близко к сердцу. Мне бы легкой походочкой идти тогда по улице и смеяться, - ведь слова ассистентки при желании можно было принять за высшую похвалу, - но я едва не плакала и переживала по этому поводу дня три. Главный приз, действительно, был присужден мне. Однако приз этот остался невостребованным. Я глубоко обиделась тогда...

Но вот и театр!

Таксист тормозит, оборачивается ко мне и вежливо кивает. Петер, завороженный видами Петербурга, застигнут врасплох. Он не ожидал, что мне выходить так скоро. Он явно не хочет расставаться сейчас, но тут, видно, вспоминает, что и у него мало времени, с досадой смотрит на часы.

Прощайте! - говорю я.

Петер задерживает мою руку в своей, легонько целует мне запястье:

Люба, я найду вас...

Я с улыбкой пожимаю плечами:

И опять ругаю себя:

«Во всем ты неудачница! Могла бы на прощание сказать что-нибудь более значительное».

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ СИМВОЛА