Классный час «На что и клад, коли в семье лад». «На что и клад, коли в семье лад»: слитно или раздельно? Нужен клад в семье лад

КОУ ВО "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII - VIII вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитательный час

«Не нужен клад, коли в семье лад»

Подготовила воспитатель

Семейной группы № 1

Кравченко И.В.

Воспитательный час «Не нужен клад, коли в семье лад».

Цель :

Формировать представление о взаимоотношении в семье.

Задачи:

  • Формирование представлений о жизненном укладе в русской семье;
  • Развитие навыков коммуникативного общения;
  • Воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения : воспитательный час.

Время проведения: 30-40 мин.

Место проведения : класс.

Семейная группа №1

Наглядные пособия:

  • Плакат с названием воспитательного часа «Не нужен клад, коли в семье лад»;
  • Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.
  • Таблица с определением слова «семья»
  • Заготовки для панно «Семья»: два серединка, серединка цветка «семья», стебель, лепестки со словами: «понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».

Оборудование:

  • ТСО: магнитофон
  • Аудиозаписи музыкальных произведений: «Родительский дом», «Вальс» Т.Свиридова, «Маленький принц» Е.Камбурова
  • Ручки, листы бумаги.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(под звуки музыки воспитанники рассаживаются за парты )

Воспитатель :

Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье. Кто следующий? (ответы детей )

  1. Основная часть.

Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе не было как сейчас. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то очень ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки:

Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?

Звездочка: (помолчав, вздохнув ответила ) Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь я, совсем одна и нет никого похожего на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой.

Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?

Звездочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что манит их в дорогу, куда они так спешат?

Луна: Ну что же, ты узнала их тайну?

Звездочка: Однажды я задала вопрос одному страннику, который долго был в пути. Он выглядел изнеможенным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…

Луна: А какими были его глаза?

Звездочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Замерзая на снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, он шел вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома его ждет тепло и уют, забота и сердечность семьи-жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз он готов был совершить даже невозможное.

(Звучит песня «Родительский дом». Входят дети в костюмах: двое изображают мать и отца, пятеро – их дочерей. Садятся за стол. Мать ставит на стол горшок. Раскладывает пищу и, тоже садится)

Отец : Голубушка, а где же хлеб?

Мать : И правда, хлеб – то забыла!

Отец: Без хлеба и стол сирота.

Мать: И не говори, хлеб всему голова(ставит хлеб на стол). Ну что, отец, будем ужинать?

Маша: А Настеньки –то нет!

Отец: Опять заигралась.

Мать : (отцу)Может подождем?

Маша: А вот и она.

Настенька: (подходит к матери) Маменька, дырка.

Мать: Отец, у Настеньки, валеночек прохудился.

Отец: Завтра залатаю.

Мать: Да что ты – откладывай безделье, но не откладывай дела.

Отец: Не беспокойся, ладушка моя, сегодня вечером сделаю.

Мать: Кушайте детки, кушайте. Отец, посмотри: семь вместе – душа на месте.

Верочка: А наша Дуняшка с Николашкой, жениться хотят(хихикает).

Маша и Настя: Тили- тили тесто, жених и невеста!

Отец: Тише вы, малы еще за старшими наблюдать.

Мать: Совсем дети – то взрослые стали, а у нас и приданного богатого нет. А ведь пять дочек у нас.

Отец: Не переживай, матушка, справимся. На что нам клад, коли в семье лад.

Мать : Накушались детки?

Дети (хором): Спасибо матушка, спасибо батюшка. (кланяются)

Родители : На доброе здоровье.

Отец: Ну, вы матери помогайте, а я за латки возьмусь.

Маша и Настя: Скучно, матушка.

Мать: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Вот возьмите, поиграйте в бирюльки.

(старшие дочери обращаются к матери)

Девушки: Матушка, отпусти нас на посиделки.

Мать: Ну что отец отпустим?

Отец: Да пусть идут, только делайте больше, а говорите меньше.

Мать: Ну, коли отец разрешает, так и быть, идите. Да только вот рукоделие не забудьте. (достает им из корзинки ) Ты, Верочка, вышивку закончи. Ну а ты, Дуняша, ручники обвяжи. (достает из сундука шали, наряжает)

Мат ь: Ой, Ванюша проснулся! (зовет Настю и Машу ) Потягунюшки – порастунюшки, поперек толстунюшки, руки хватунюшки, в роток – говорок, а голову – разумок. Проснулся сынок, проснулся родной. Настенька потутушкай братика. Это ему повезло, столько нянек.

Настя: Тритатушки, три-та – та, вышла кошка за Кота. За Кота –Котовича. За Иван – Петровича. Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочку.

Мать : Умничка, надо Ванечку умыть.

Маша : Водичка, водичка. Умой мое личко. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Чтоб глазки блестели и щечки горели.

Мать: Молодец. Неси Настя кашу, да покормите братика.(девочки кормят, да в люльку укладывают, качают)

Отец : Настенька, доченька, принимай работу.

Настя: Ой, спасибо, папенька!

Отец: Носи на здоровье, да расти нам на радость. Что ж, пора мне дров наносить, да лучины настругать на растопку. (уходит)

Мать: А мы, давайте пряжу смотаем.

Луна : Ну как тебе такая семья?

Звездочка: (помолчав) Я всю жизнь мечтала о такой семье. Я теперь буду дарить как можно больше света путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Луна: Ты хочешь иметь семью? Будет тебе семья.(взмахнула рукавом золотого одеяния, в тот же миг появились тысячи новых звезд)

Звездочка: Вы здесь, вы рядом, дорогие мои. Теперь мы одна Семья!

Воспитатель:

Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) мы сегодня поговорим о семье.

Ученик:

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу, все корни твои!

И в жизнь, ты выходишь из семьи!

Воспитатель:

У каждого человека должен быть свой дом. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – великий дао, который необходимо сохранять в течении всей жизни.

Задание № 1

Что такое семья? О чем вы думаете, когда произносите это слово?...

Правильно, семья – это папа, мама, сестры, братья. А вот, в словаре В.И. Даля, определение семьи, звучит следующим образом:

Ученик:

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе.

Воспитатель:

Давайте ребята попробуем создать макет благополучной семьи. (На доску вешается ватман с изображением середины и стебля цветка. На столе лежат заготовленные лепестки от цветка со словами: понимание, любовь, трудолюбие, традиции, здоровье)

Задание №2

Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ответьте на вопрос: из чего складывается семейное счастье.

(ответы детей)

Сейчас я вам расскажу одну легенду:

«В давние времена была одна семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семейства: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая дуга друга?». Старец произнес одно слово – « понимание ».

Значит семейное счастье складывается из взаимопонимания. И так, прикрепим к нашему ростку первый лепесток – ПОНИМАНИЕ.

Задание №3

Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Как в вашем понимании «здоровье» отражается в семейном счастье?

(ответы детей)

Следующий лепесток – ЗДОРОВЬЕ.

Задание №4

Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть традиции.

(ответы детей)

Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А в нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ

Задание №5

Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи выполняет свои обязанности, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. Народные пословицы и поговорки подтверждают, что не так просто поддерживать семейный очаг.

Закончи пословицы:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Дом построить не шапку на голову надеть.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Да, в жизни не все так просто – «как потопаешь, так и полопаешь».

И так, на нашем цветке появляется новый лепесток – ТРУДОЛЮБИЕ

Воспитатель:

Наш цветок – семьи почти сформирован. У вас на столах еще лепестки, напишите на них те качества, которыми, по вашему мнению, должна обладать каждая семья.

  1. Заключительная часть.

Семейное счастье и благополучие рождается лишь тогда. Когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Родной дом – это место, где мы творим, размышляем, обогащаемся жизненным опытом. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, забота близки – делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это источник, из которого мы черпаем силы на всю жизнь. Одна из заповедей гласит «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо».

Будьте добрее и внимательнее к своим близким!

И в заключении хочу отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре – 15 мая ООН провозгласил Международным днем семьи.

И завершит наш воспитательный час стихотворение В.И. Коростылева « Семья»

Ученики:

«Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемногу- и радость и смех,

Взлет и падение, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели года.

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем.

Воспитатель:

Большое спасибо всем за участие.


Так говорят в народе. Это богатство дорогого стоит, хотя в глаза и не бросается. В большой семье Осиповых его чувствуешь сразу, как только переступаешь порог дома

Галина ШИПИЦЫНА

Глава семьи, Валерий Васильевич, ещё и глава многопрофильного крестьянского хозяйства «Белозерцево», занимающегося заготовками сена и леса. Супруга Анастасия Васильевна – хозяйка большого личного подворья. Все их дипломы и награды, полученные за несколько лет, могут занять, пожалуй, полстены – почти ежегодно на районных конкурсах и на Дне района отмечают семью Осиповых в самых разных номинациях.

Взрослые дети давно живут своими семьями. Марина – специалист по юридическим вопросам в администрации Обуховского сельского поселения, старший сын Антон несколько лет был заместителем главы Галкинского поселения, а сейчас его знают как единственного предпринимателя в районе, занимающегося закупом молока у населения.

У каждого, казалось бы, своё дело, но они всегда вместе, все помогают друг другу, подсказывают, поддерживают. Это и называется трудовой династией. Когда встречаются, за большим столом собирается целых четыре поколения. Елене Тимофеевне Кочневой, самой старшей в роду, 90, а самому младшему Ванечке, то есть Ивану Антоновичу, только два. И между ними – почти вековая история семьи.

Елена Тимофеевна сейчас почти не слышит. Но боевой задор и характер остались прежними. Сама топит печь, вяжет всей семье носки, читает книги. Песню нам спела, за которую в молодости пятьдесят рублей выиграла. А про жизнь свою сказала так: если всё рассказывать, целую книгу написать можно. Много хлебнула она за большую жизнь – и раскулачивание, и войну, и тяжёлый труд.

– Восемь лет мне было, – вспоминает, – приехали раскулачивать, начали всё с полатей сбрасывать. Я на постель упала, она подо мной и осталась, остальное всё вывезли. Отца забрали, посадили на десять лет, а нам в течение 21 часа велели выселяться. Уехали в Казанку, там жили. С девяти лет корову доила. Потом отец из тюрьмы вернулся, да ноги отнялись, поставили караулить казённые амбары. Только через несколько лет ноги у него отошли, снова стал плотничать, а плотник он хороший был.

А.Г. Ивановой, матери четверых детей, довелось поработать и трактористом, и токарем

Для каждого человека семья – начало начал. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как переходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, давали особый смысл ее существованию.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющая ее членов. Недаром в пословицах и поговорках говорится, как хорошо себя чувствует каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба. Яркий пример этому семья Ивановой Александры Гавриловны, многодетной матери, жительницы деревни Окни нашего района.

В апреля будущего года у этой достойной женщины юбилей – 90 лет! И рядом с ней постоянно кто-то из детей и внуков. В преддверии весомой даты и 1 октября – Международного дня пожилых людей я побывала у нее в гостях.

О своем предстоящем юбилее Александра Гавриловна отозвалась так:

Сижу иногда и думаю – неужели я столько прожила? За 90 лет много пришлось пережить, и плохого, и хорошего. Самое плохое – это, конечно, война. Но хорошего было больше. Работа, семья большая, с мужем всегда ладили. Сейчас дети не оставляют одну, помогают, жалеют.

Доброжелательность и житейская мудрость отличают эту удивительную женщину. Она добра, приветлива и гостеприимна. Александра Гавриловна старается с радостью встречать каждый новый день. А за плечами у нее жизнь, полная различных событий. Оглянувшись назад, ей есть о чем рассказать.

…Александра Гавриловна родом из деревни Мошарино Новосокольнического района Псковской области. На годы ее молодости пришлась война. С июля 1941 года по февраль 1944 года находилась в оккупации, принудительно была вывезена немцами в трудовой лагерь, имеет статус узника концлагеря. «Было страшно, голодно, холодно», - тяжело и больно вспоминать об этом женщине. Все это выстрадано, вынесено на хрупких женских плечах.

После войны все создавать заново пришлось, - говорит она. – Вот и отправили меня в Новосокольники, где я выучилась на тракториста. Проработала шесть лет трактористом-учетчиком в тракторной бригаде. Освоив новую профессию, три года трудилась в мастерской токарем.

Труд везде был ручной. Работали за трудодни. Было тяжело, но люди работали по-боевому, с верой в светлое будущее. И трудно оценить, что было легче: воевать или восстанавливать города и села.

В 1947 году вышла замуж. С мужем Павлом Антоновичем хоть и небогато, но дружно прожили больше тридцати лет. Трудились. У них было небольшое хозяйство, огород.

Большая трудовая жизнь женщины прошла в местном колхозе. Здесь с 1959 года до самой пенсии она проработала дояркой. Да и на пенсии еще несколько лет отдала работе. Бесспорно, она достойна тех наград и почетных грамот, которые получила за свой труд.

Времена были тяжелые, жизнь не баловала. Александра Гавриловна родила четверых детей (один сын, к сожалению, в последствии умер), теперь у нее два внука, две внучки и две правнучки, старшая – Даша – в этом году пошла в первый класс. Сначала детям, чем могла, помогала, теперь они отдают свой долг.

Детьми своими и внуками я довольна, они моя радость, - делится женщина. – Звонят очень часто, о здоровье спрашивают, в гости приезжают. Ради этого стоит жить!

Конечно, годы берут свое. Но жизнь продолжается. Сейчас Александре Гавриловне трудно одной в своей квартире в деревне Окни, поэтому она живет по очереди у дочерей. Этим летом приехала к старшей – Лидии Павловне Куценко в деревню Старосокольники.

Лидия Павловна здесь живет летом, со своим мужем семь лет потратили на благоустройство старого дома и участка: переоборудовали веранду, снесли пристройки. Теперь кругом красота, чистота, идеальный порядок. Это достойный пример для окружающих. Честь и хвала хозяевам!

Визит корреспондента стал для обитателей этого теплого и уютного дома сюрпризом.

Не ожидали, - такой была реакция дочери. - Живем, как все. Ничего выдающегося за собой не замечали.

Редакция желает уважаемой Александре Гавриловне Ивановой здоровья, встретить свое 90-летие в кругу семьи, еще долгих лет жизни. Чтобы в таком же хорошем настроении, в окружении детей, внуков и правнуков встретила она свой вековой юбилей.

Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Родные Александры Гавриловны адресуют теплые слова благодарности людям, которые всегда готовы прийти на помощь пожилой женщине. Достаточно одного слова, телефонного звонка – и они уже рядом.

Не надобен клад, коли в семье лад.
Все мы в детстве мечтаем.
Мечтаем о счастье.
Счастье каждый представляет себе по-разному.
Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…
Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…
И мы должны быть вместе.
А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.
И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня.
Правда?
Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь.
Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было.
Где больно: слёзы, обиды и разочарования.
Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье.
Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжелый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное «ЛАД»?
Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?
«Не надобен клад, коли в семье лад», читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.
Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.
А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…
Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на «вчерашний день»: обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.
У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.
В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.
Это к-РА-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.
Лад в семье - это лад «семи -я», сложенный из лада в душах каждого в семье.
Ладные семьи - костяк сильных Родов.
Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.
А старшие поколения с младшими непрерывной нитью ЛАДА соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.
С древнерусского «ЛАД» значит «согласие», а ещё точнее «взаимодействие».
Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.
У Даля читаю: «Ладом» - «порядком, толком, путём, дельно».
Слово «Лад» значит ещё «любовь».
Ладо, Лада называли так суженого, супруга.
Ладушкой называли любимую.
«Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».
От слов этих бережность идет, нежность, уважение и чистота.
Ладная семья обережный свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.
Слово «Лад» вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.
Богиня Лада - это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога.
Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов.
Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды.
Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.
И хочется, чтобы больше на Свете было счастливых семей.
В школе ЛАДа мы проводим семинары на тему ладных семейных отношений, показываем тесную взаимосвязь отношений в семье и здоровья домочадцев.
По вопросам семейных отношений вы можете писать нам на эл. адрес.

К сожалению, нередко можно слышать такое объяснение происхождение этого слова: якобы здесь закрепилось сочетание числительного 7 и личного местоимения Я. То есть семья - это «семь членов семьи и я - как глава семейства». Но сразу скажем, что это наивное и неверное объяснение и, прежде всего потому, что это слово, если оно содержало бы в себе числительное 7 и личное местоимение я, то оно бы и писалось, и произносилось иначе, так как в древнерусском языке было числительное седмь, а не семь, а личное местоимение было азъ, а не я.

Но что же тогда значит это слово - семья? Здесь выделяется корень - сЬмь. Но ещё раз повторю, что это не числительное. Этим словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность», и в таком случае собирательное имя, образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными некоторых других родственных языков, в частности, балтийских (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили родственники», другими словами - только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно стал увеличиваться круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников, здесь также оказали влияние и хозяйственные связи, в результате этого «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья - это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие в одном месте и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья.

Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности -инъ). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов.

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства):

«Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ».

Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589):

«Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу».

Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно - уже переносное значение - «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так:

«Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ - за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29):

Здравствуешь Добрыня сын Никитич,

Со своею да с любимой семьёй,

С той было Маринушкой Кайдальевной.

Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья - это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

Для русского человека семья изначально представляет собой единство всех её членов, прежде всего - единство мужа и жены. И не случайно это единство мужа и жены называют иногда ещё союзом двух любящих сердец. И я думаю, что это определение тоже будет верным, то есть это союз таких сердец, которые могут понимать и прощать, терпеть и смиряться друг перед другом, чего, к сожалению, так не хватает многим современным молодым людям, которые думают создавать семью, создают её и не могут её удержать, и она распадается, потому что нет в этом союзе истинной любви - всепрощающей, милостивой, снисходительной. И это истинное, первоначальное понятие семьи как единства всех её членов, удивительным образом закрепилось во множестве русских народных пословиц и поговорок. Мы приведём некоторые из них:

- на что клад, когда в семье лад -

- семейное согласие всего дороже.

- Муж с женой, что вода с мукой: сболтать сболтаешь, а разболать - не разболтаешь.

- мир в семье женой держится, потому что «чем умнее жена, тем сильнее семья».

А о неразрывном союзе мужа и жены говорится ещё так: куда иголка, туда и нитка. Также в народе говорили:

- хозяин в доме - всему голова

Но тут же народ русский с усмешкой подмечал:

Муж говорит: я - глава, а жена - я шея, куда захочу, туда голову верчу.

- Чего жена не любит, того мужу не едать.

А когда в семье появляются дети, то это уже - союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех». О дружной семье так говорили - «Согласную семью и горе не берёт».

Но известны и другие пословицы и поговорки:

- дом с детьми - базар, а без детей - могила

- дети не в тягость, но в радость

- кукушка о том и кукует, что своего гнезда нет.

- детки - радость, детки - горе.

- малые детки - малые бедки…

Отметим и такие народные пословицы и поговорки, которые звучат очень современно:

- не та мать, что родила, а которая вырастила

- не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил

Народ русский прекрасно понимал, что воспитывать детей надо спокойно, с умом, но при этом не потакать их лени, не дать развиться в них грубости. И в этом случае можно привести такие поговорки:

- крутью ничего не сделаешь

- на битой дороге трава не растёт

- круто не вороти, как бы оглобли не сломать

- кто детям потакает, тот сам плачет (или - поплачет)

- масляная головушка (то есть избалованный ребёнок) - отцу-матери не кормилец

- от плохого семени не жди доброго племени

Народ русский как особую статью выделял воспитание в детях уважение и почтение к старшим. Это и есть та связь поколений, без которой не живёт не один народ. К величайшему сожалению, эта связь поколений в наше время слабеет. А в старину об этом так говорили:

- подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

Мудрое народное воспитание прежде всего, было нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями. То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и зло, но он должен уметь их различать, он должен понимать, что такое жить и поступать по совести, а не наперекор своей совести. А что значит слово - воспитание? Что понимали русские люди под этим словом?

Ясно, что существительное воспитание образовано от глагола ВОСПИТАТЬ, который употребляется в значении “вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения”. Но воспитать или воспитывать - это ещё “путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и какие-либо качества”. Именно такое значение глагола воспитать приводится в толковом словаре русского языка, но исторически значение у этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова - ПИТАТЬ. Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было - «вскормить». Любопытно то, что это древнее значение глагола воспитать сохраняется в существительном воспитатель, которое образовано от него. И совсем не случайно в наше время работники детских домов, детских садов называются ВОСПИТАТЕЛЯМИ, то есть буквально «кормильцами», так как в их обязанности входит забота и о питании детей, и о их прогулках, и о сне…

Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание, воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину связь такая была. То есть слово наказание употреблялось в значении “учение, наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и наставление детей и юношества достигалось чаще всего не “мерами воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой части слова наказать, “сказыванием” (то есть говорением), а также и “показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, кто наставлял. И здесь уместно будет привести все однокоренные слова по отношению к слову наказание. Это - сказать, показать, сказание, показание, сказка, показ, приказ, указ, наказ. Как видим, здесь изначально вообще нет никакого намёка на “кару”, она, кара, как метод воспитания появится у слова наказание значительно позднее.

И ещё отметим, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении - “учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило “учитель”. И в старину считалось, что самым первым наказателем детей должен был быть отец. Вот как об этом говорится в “Пчеле” - это древнерусский сборник поучений и кратких изречений, составленный в конце четырнадцатого века:

Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти - убивают душу.

Можно привести ещё несколько советов из этого древнерусского сборника, которые адресованы прежде всего родителям:

- Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.

- Первое, чему учат детей, - говорить правду.

- Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.

Кстати говоря, этому же учит довольно известная русская пословица:

Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).

Вернёмся к слову наказание. В древнерусском языке оно было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: то есть как нужно ходить и говорить, как одеваться, как сидеть и стоять. Конечно, они отличаются от наших, современных правил поведения, потому что они были связаны с древнерусскими нравами и обычаями, многие из которых давно ушли из нашего обихода. И ещё в Древней Руси было “наказание книжное”. В том же сборнике “Пчела” приведено очень много советов, как нужно наказывать, то есть учить премудрости книжной. И они, нужно отметить, совершенно не изменились и можно даже подумать, что составлены в наше время. Мы приведём некоторые советы:

- Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?

- Лучше научить, чем ругать. Первое - кротко и любо, второе - жестоко; первое - исправляет ошибающихся, а второе - оскорбляет.

Не так давно мне в руки попала замечательная книга - «Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря»

(М., 2005). Она замечательна, конечно, тем, что в ней подробно раскрывается уникальная история создания этой женской обители княгиней Евдокией (или как её называли - Авдотьей) Николаевной Мещерской, впоследствии игуменией Евгенией. Но более всего в этой книге мне запомнилась воспитательная программа, так её можно назвать, которую создала Евдокия Николаевна Мещеркая, оставшись вдовою и воспитывая свою единственную и горячо любимую дочь Анастасию. И она создала эту программу в исконно русских православных традициях. В ней, как это редко бывает, совсем нет сухой нравоучительности, она удивительно проста и в то же самое время оригинальна. И представлена она в форме писем любящей матери (ещё не монахини) к подрастающей своей дочери, княжне Анастасии. И вот перед нами эти удивительные по своему содержанию письма, они озаглавлены так: «Беседы с моей дочерью». Я приведу отрывки из них.

Своё первое письмо, написанное в толстой тетради, она вручила дочери в тот день, когда той исполнилось десять лет. Конечно, здесь не стоит забывать, что эти письма написаны в стиле девятнадцатого века, но удивительно то, что они очень современны, они во многом не устарели, как не устаревают в народе представления о добре и зле, о справедливости и о несправедливости. Я надеюсь, что кому-то эти советы могут пригодиться и сейчас…

Итак, первое письмо княгини Мещерской к своей десятилетней дочери:

«…Наступило для тебя время, любезное дитя моё, все свои действия проверять умом; совершённое детство миновало, ты вступаешь в тот возраст, где должна приготовлять себя быть истинно стоящей названия человека, так отлично от прочих тварей сотворённого, одарённого душою и разумом…»

Я не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сказанное княгиней Мещерской. Многим из нас, наверное, удивительным кажется то, что обращаясь к своей десятилетней дочери, она пишет: «совершенное детство (твоё) миновало, и ты вступаешь в (разумный) возраст человека…» А ведь сейчас довольно часто можно слышать совсем другое, то есть когда пятнадцатилетнего и даже семнадцатилетнего подростка называют - «мой ребёнок»! И при этом, выгораживая его за какие-то проступки, говорят, например, так: «мой ребёнок этого сказать не мог», или - «мой ребёнок не такой, как все». Конечно, для каждой матери все её дети остаются детьми. И даже если этим детям уже и 40, и 50 лет, они всё равно для неё - дети. Но я сейчас говорю о другом: нельзя подростка всё время называть ребёнком, потому что он так и будет себя вести, то есть прежде всего - безответственно по отношению и к себе, и по отношению к своим близким.

Но княгиня Мещерская была, видимо, прирождённым педагогом, она прекрасно понимала, как важно в ребёнке заложить всё то, что ему необходимо не просто в жизни, а прежде всего в семейной жизни. И на протяжении шести лет она вела свои воспитательные беседы со своей дочерью.

И в первом письме она так ещё пишет:

«… о многом доселе я не рассуждала с тобою; теперь же, когда ты ещё не достигла полного развития телесного, а потому и умственного, но уже уклоняешься от детства и вступаешь в возраст, где всё должно делаться разумно, принимаю на себя труд, желая душевно видеть тебя благополучной и любя тебя нежно, рассуждать с тобою и указать тебе, как отныне ты должна себя вести. Ты дашь веру моим словам, ибо убеждена, что никто так внимательно не следит за твоими поступками, как твоя мать, что весьма естественно, ибо никто не может наравне с твоей матерью столь истинно утешаться твоим добрым поведением и столь много огорчаться худым. Это убеждение вменяет тебе в обязанность всегда повиноваться воле моей и следовать моим искренним советам.

Начальным пунктом своих рассуждений возьмём тот, который всего важнее для человека. Знаю, любезное дитя моё, что ты сердечно любишь Творца, сознаёшь перед Ним ничтожество и свою зависимость от Него. Доселе я приучала тебя только любить и чтить Его, теперь прибавлю: чтобы достойно любить Его, надо мыслить. Рассуждая о видимых вещах неба и земли, познаёшь и величие и благость Божию и, видя во всём удивительный порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке.

Держись неуклонно нашего христианского закона (учения), который предписывает смирение, кротость, послушание, искренность, соучастие к ближним как в радостях, так и в печалях, обходительность с каждым, трудолюбие; учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всём благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, наипаче в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего человека!

Люби отечество своё и верховную власть… По твоим летам довольно и сего, тебе сказанного. Впредь будем рассуждать пространнее, как велики и в чём именно заключаются твои обязанности к отечеству.

По воле Божией лишилась ты отца своего. Ты всегда должна вспоминать о нём с любовью и уважением, но без ропота и особого огорчения: мы все родимся и все умираем, и Бог настолько ещё к тебе милостив, что оставил тебе мать, которая нежно тебя любит и заботится о твоём благополучии с самого рождения твоего.

Знаю, что ты меня любишь, любезная дочь моя, но помимо любви ты обязана иметь ко мне уважение и воздавать мне его как внутренно, так и наружно.

Люби родственников своих. Кто из них к тебе милостив, умей быть благодарной. Кто холоден и невнимателен, не досадуй и не огорчайся, но надейся, что постоянным вниманием и покорностью заслужишь и его любовь. В молодости заслуживай благоволение старших, чтобы, когда состаришься сама и делами своими заслужишь уважение, искали бы и твоей благосклонности.

Люби и уважай приятелей и знакомых твоей матери. Примечай, кем мать твоя короче и искреннее обходится, в тех и ты ищи любви к себе и внимания, но и с прочими будь вежлива и учтива…

Уважай власть наставницы, тебе данной, и изъявляй своё уважение к ней послушанием и вежливостью.

С товарищами твоих лет будь ласкова и обходительна, но не болтлива. Повторяю: скромность есть лучшее украшение женщины.

Ты родилась в классе людей, имеющих подчинённых, обходись с ними кротко и милостиво, но отнюдь не фамильярно.

Желая видеть тебя соблюдающей во всём порядок и дабы ввести тебя в оный и приучить к хозяйственному употреблению вещей, отделяю особую комнату, в которой помещу всё для тебя нужное. У тебя будет своя прислуга, и я дам тебе несколько денег, чтобы ты с сего дня располагала своею собственностью по своему усмотрению. Я не вмешаюсь в твои распоряжения, а буду дожидать твоего донесения и тогда сделаю тебе свои замечания. Но так как ты по сие время собственности не имела и никогда ничем не располагала, то считаю своею обязанностью сказать тебе несколько слов, после которых и мысли и действуй уже сама.

В комнате найдёшь два шкафа: в одном - твои книги, бумага для письма, карандаш, ящик с чернильницей и прибором к ней, ящик с красками, деньги и всему этому реестр; в другом - твои платья, твоё бельё, ящик с лентами и другими мелочами и также всему опись. Куда что употребишь, отметь в записке. Что будет худо, к делу не годно, мне доложи, я заменю другим.

Найдёшь стол рукодельный, стол или бюро для письма и рисования, стол туалетный со всем, что нужно для одевания. Что откуда вынешь, опять на своё место положи, ими поставь, дабы не терять время в бесполезном отыскивании вещей, в чём ты доселе слишком много упражнялась.

В своей комнатке найдёшь ты принадлежащие тебе часы, их прислала тебе в подарок бабушка твоя Пелагея Денисовна. Любя тебя много, она и подарок тебе такой прислала - часы, дабы оные напоминали тебе, что время, напрасно потерянное, уже не возвращается: часы бегут вперёд, а не назад.

Деньгами располагай на твои мелкие нужды; но помни, дочь, читанную тобою повесть «Свистон». Надо уметь отказывать себе иногда в своих желаниях, дабы уберечь деньги на нужное и на пособие бедному и страждущему человеку.

Прислуга твоя: Настасья и Сашка. Когда будешь им приказывать что, прежде подумай, а, подумав и приказав, держи себя с ними так, чтобы они твои приказания выполняли.

Наблюдай, чтобы комната и всё в ней находящееся содержалось в чистоте и опрятности…»

Напомню, что это своё первое письмо княгиня Авдотья Мещерская вручила своей дочери в день её рождения (20 июня 1806 года), когда той исполнилось 10 лет. Целый год она наблюдала за дочерью и потом написала свои замечания: «В чём поступалось хорошо и в чём худо, вопреки советам матери, и что отдалило на некоторое ещё время усовершенствования рассудка и характера».

Свои письма-беседы Е.Н.Мещерская писала дочери своей каждый год, на протяжении шести лет. В них мы найдём разного рода советы, например, она поясняет, для чего нужно заниматься рукоделием:

«…для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он ни имел состояние, находиться может; или же как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или ещё когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, - сие часто бывает с людьми слабого здоровья, - тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием, и время проходит не так скорбно…»

В этих письмах встречаются и советы-рассуждения:

«… На взаимных отношениях родителей к детям и детей к родителям зиждется не только семейное, частное благополучие, но и государственное, общественное…

…дети, выполняя из любви и послушания приказания своих родителей, трудятся сами для себя, в свою пользу, ибо, делаясь такими, какими их желают видеть родители, усвояют себе кротость, покорность, терпение, прилежание к труду, любовь порядка, строгость к себе самим и снисходительность к другим, сердолюбие, приветливость к подчинённым, уважение к властям, бережливость, которая никогда не переходит в скупость. Бережливость, удерживая человека от пустой роскоши, даст ему возможность оказывать постоянное пособие нуждающимся ближним, скупость же заглушает все чувства любви в душе, делает её чёрствою.

Семейства, на которые я указываю, несомненно счастливы, а так как они составляют часть государства, то своим счастием частным содействуют и общему благополучию. Это несомненно, ибо, утвердясь в поименованных мною христианских правилах, ты будешь хорошая дочь, хорошая супруга, хорошая госпожа, хорошая хозяйка, хорошая родная, хорошая знакомая…

Помни, дочь моя, что ты обязана обществу отчётом в твоём поведении, ибо, нарушая одну из своих обязанностей, ты не только своё собственное или семейное разрушаешь благополучие, но посягаешь и на общественное…

…но пока человек ещё дитя и потому рассудок его слаб и нуждается в руководстве, кто же может быть для него руководителем более надёжным отца или матери?…

…иногда приказы твоей матери не нравятся, потому что идут вразрез твоим желаниям, иногда кажутся излишне строгими, - не доверяй себе: Бог дал покровителей в их родителях…

… не о красоте своей должна думать женщина, а чтобы всё, что на ней надето, было во весь день чисто и опрятно…

… тебя ожидает семейная жизнь, ты призвана заимствовать счастие от того семейства, к которому будешь некогда принадлежать, а также и доставлять ему оное. Питаю себя лестною надеждою, что кротостью, послушанием, ровностию характера ты действительно не возмутишь семейного спокойствия, но, чтобы быть довольной собою и чтобы тобою другие были довольны, нужно ещё иметь те качества, о которых я говорила выше: знание своих обязанностей как в отношении своих семейных, так и общества…

… муж хозяйки бережливой и распорядительной имеет возможность заниматься делами более важными, чем домашние, ибо знает, что, возвращаясь домой, найдёт всё приготовленным, что его нежная жена не пустая и расточительная женщина, что она помнит свои обязанности, вовремя всё припасает, всё держит в порядке, всему ведёт счёт, чрез что оба, собирая общими трудами, живут в приятном довольстве и, избегая пустой роскоши и великолепия, вполне располагают необходимыми средствами для воспитания своих детей, на своё и домашних своих приличное содержание и на удовольствие, ни с каким другим не сравнимое, помогать ближнему в его нуждах…

Женщина же мотовка, щеголиха, часто отлучающаяся из дома своего для химерического рассеяния, способна расстроить одна самое лучшее состояние и разорить своё семейство…

Расход денежный, который сама ведёшь и своевременно вносишь в книгу, уже научает тебя ограничивать свои желания, чтобы в конце года не войти в долги… Следует всячески избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг….

Позднее, в одной из своих бесед, княгиня Е.Н.Мещерская ещё так пишет о расходовании карманных денег…..

« …только обращу твоё внимание на расход истекшего года, из которого явствует, что много лишнего было принесено в жертву малодушию, почему и не достало денег на священнейшую для всех нас обязанность: нашими избытками помогать ближнему, который, м.б., нуждается в необходимом в то самое время, как мы роскошествуем и прихотничаем…»

Удивительно это читать, потому что в двадцатом веке нам было навязано представление, что наша русская знать только и делала, что танцевала и веселилась да ездила по Парижам. Но это было не так. И только один этот пример показывает, что дворянских детей приучали не просто к рачительности и разумному расходованию денег, но приучали видеть, что рядом живут те, кому нужна их помощь.

И вот такие письма-беседы посылались дочери целых шесть лет, то есть каждый год, в день рождения своей дочери, княгиня Е.Н. Мещерская передавала ей очередную беседу-наставление и при этом под предыдущей беседой приводила свои замечания относительно того, какие черты характера надо бы дочери исправлять, какие поступки ей не понравились, а какие заслуживают одобрения. И ещё она отмечает, как её дочь (правильно или неправильно) ведёт своё маленькое хозяйство, справляется ли с прислугой, как расходует (разумно или нет) свои деньги…

И вот последнее письмо. Оно адресовано уже шестнадцатилетней дочери:

«… Приятно мне, любезнейшая дочь, встречать дни твоего рождения. Ныне тебе минуло шестнадцать лет! С самого младенчества твоего и во всё время, пока ты росла, я получала от тебя несравненно более радости, чем огорчения…

… С каждым годом я любила тебя всё более, ибо покорность и кротость были твоими постоянными сотоварищами. Я стала надеяться, что, когда достигнешь того возраста, в котором находишься теперь, ты будешь для меня источником многих радостей. Ожидания мои сбылись на самом деле. Я имею в тебе добрую дочь, ибо сама была для тебя доброю и нежной матерью и посеяла в тебе семена счастия. Продолжай, любезная дочь, во всех случаях жизни руководствоваться страхом Божиим, своею совестью и советами твоей матери…

И, действительно, дочь княгини Евдокии Николаевны Мещерской была образцом не просто женщины-христианки, она была любящей женой (она вышла замуж в семнадцать лет), прекрасной матерью своих многочисленных детей. Она была счастлива в семейной жизни, к которой её готовила мать. И все, кто имел счастье встречаться в Анастасией Борисовной Мещерской-Озеровой, вспоминали о ней именно как о прекрасной и светлой личности. Интересно то, что одна из её дочерей, уже внучка княгини Е.Н. Мещерской, стала монахиней и даже настоятельницей того самого Аносина монастыря, который основала её бабушка. И это удивительный случай: бабушка, а потом внучка - игумении одной и той же обители…

Прочитав письма княгини Е.Н.Мещерской, адресованные её подрастающей дочери, я невольно поймала себя на мысли: а можно ли себе представить современную мать, которая пишет подобное письмо-наставление своей десятилетней дочери? Я сомневаюсь в этом, потому что современные тридцати-сорокалетние мамы позволяют своим детям (особенно девочкам) вещи просто непозволительные. И очень скоро они начинают понимать свои ошибки, но порой поправить их уже нельзя, потому что порок въелся в душу девочки так глубоко, что изгнать его оттуда уже нет никакой силы…

По моему глубокому убеждению, мы сейчас должны говорить - и очень серьёзно - не только о воспитании наших детей, но и о воспитании, как это ни странно звучит, самих родителей, потому что то новое поколение родителей, которое мы сейчас видим, оно не научено, оно не приучено, к сожалению, к родительскому делу. Они, родители, только умеют кричать, наказывать, где-то, наверное, ещё и бьют детей, но при этом - что очень странно - всячески оберегают их от всего и вся, а потом, конечно же, не могут справиться с ними. Не могут справиться уже в десяти-одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте, а что говорить о шестнадцатилетних и о семнадцатилетних подростках? Как рассказывала мне недавно одна учительница, девочка двенадцати лет приходит в школу на занятия с макияжем, то есть с полной раскраской, которую она видит каждый день на своей матери и, естественно, её повторяет. И когда учительница звонит этой маме и взволнованным голосом ей говорит, что вот, мол, девочка ваша пришла в школу с маникюром и с накрашенными ресницами, на что мама этой двенадцатилетлетней девочки спокойно отвечает: «Ну, и что? Она у меня и дома так ходит!» А когда эта девочка через год-другой будет в Интернете искать встречи с мальчиком (и не с одним), а потом будет ездить встречаться с ними, то мама эта начнёт не плакать даже, а рыдать, но девочка её уже не услышит и даже не захочет слышать. Вот это и есть современное воспитание, когда детям потакают, когда им разрешается всё и вся.

И когда не выполняется детский каприз, то современные дети готовы идти даже на самоубийство. Вот совсем недавно, в новостях, рассказывали о десятилетней девочке из старинного русского города, которая покончила с собой лишь только потому, что родители не подарили ей на день рождения мобильный телефон… Вот они, плоды современного уродливого воспитания. Дети сейчас привыкают к тому, что любое их желание должно исполняться. Они не понимают, что есть в семье какие-то первоочереденые и второочередные покупки. Детский эгоизм, возведённый в абсолют. И в этом виноваты сами мы, то есть родители, бабушки-дедушки, потому что воспитание детей - это первоочередная задача семьи…