Диагностика познавательного развития ребенка. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста Психологическое обследование ребенка 3 4 лет

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

  • в 4 года - около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет - 1 500 слов;
  • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
  • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
  • внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
  • создание собственных словоформ;
  • попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
  • с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
  • и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
  • путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка - особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

  • ребёнок постоянно тарахтит;
  • его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
  • его сложно понять;
  • в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
  • глотает окончания слов;
  • произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
  • не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором - коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:

  • ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

  • возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
  • беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
  • изучение моторики мышц лица;
  • сравнение понимания и воспроизведения речи;
  • анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

  1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
  2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
  4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
  5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
  6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
  7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
  9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
  10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
  11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное - не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

В последние несколько лет в системе дошкольного образования набирает оборот практика проведения психологической диагностики детей. Без нее не обходится ни один ребенок, который идет в детский сад. Давайте разберемся зачем же она нужна.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Психологическая диагностика дошкольников создана и разработана для того, чтобы помогать родителям и психологам строить правильное общение с ребенком. Все психологические процессы, происходящие с вашим ребенком очень переменчивы и подвижны. Развитие возможностей ребенка напрямую зависит от условий, которые ему создают педагоги и родители. Важна и форма проведения психологической диагностики. Она может проводиться в группе или на индивидуальном занятие с вашим ребенком, в виде устного непринужденного разговора или выполнения письменных задач и тестов. Чаще всего психологи проводят все эти тесты в виде игры.

Результаты диагностики ни в коем случае не должны навешивать “Ярлык” на вашего ребенка, особенно если они не достоверны. Важно определить индивидуальные особенности вашего ребенка, чтобы это было основой для дальнейшего развития его способностей. Ведь у каждого ребенка определенные “склонности”, например одни тяготеют к математике, другие к музыке или спортивным занятиям.

Помните, что психологическая диагностика детей дошкольного возраста никогда не проводится без согласия родителей. Ваш ребенок не подопытный кролик и бесцеремонно устраивать ему проверки или тестирования не имеет права ни один психолог или воспитатель. Так же никто не может рассказывать о результатах проведения диагностики посторонним лицам, так как эта информация конфиденциальна.

Давайте теперь рассмотрим виды диагностики, которую проводят психологи.

  1. Скрининговая диагностика. Она подразумевает под собой первый этап, выделение из всей группы детей тех, кто обладает определенным набором качеств и характеристик, психологических свойств.
  2. Углубленная диагностика проводится для детей, которые нуждаются в дополнительной психологической помощи и работе. Чаще всего такая диагностика проводится уже индивидуально с каждым ребенком.
  3. Динамическое обследование. Оно помогает следить за развитием и эффективностью коррекционных мероприятий.
  4. Итоговая диагностика. Она оценивает конечное состояние ребенка после проведенного курса работы психолога.

При проведение психологической диагностики психолог руководствуется определенными принципами. Он максимально учитывает все особенности характера и поведения вашего малыша, принимает во внимание каждую мелочь. Систематически наблюдает за деятельностью ребенка и его отношением с окружающими. Также психолог в праве привлекать родителей и воспитателей для изучения и оценки развития малыша. Для того, чтобы результаты проведения диагностики были максимально точными, психолог учитывает общее состояние ребенка, физические способности, умение разговаривать, слушать, его работоспособность и особенность моторики и движений.

Самый ранний возраст, в котором проводят какие-то тестирования - это примерно 3 года. В таком возрасте ребенок уже умеет неплохо говорить и многое понимает. Рассмотрим пример как может проводиться психологическая диагностика детей 3-4 лет:

  • Психолог оценивает правильность восприятия ребенка различными способами: цвет, форма, размер какого-либо предмета. Для такого возраста это могут быть картинки с фигурами различного цвета, пирамидки, бусы, коврики.
  • Далее идет процесс изучения понимает ли ребенок правильно значения слов, иными словами развитие речи.
  • Затем зрительная память, когда психолог предлагает вашему ребенку некоторое время посмотреть на картинку, где изображены различные детали, а потом убрать ее и попросить перечислить все, что на ней было.
  • Игры с сюжетно-ролевым планом. В игру могут быть привлечены и взрослые. Психолог внимательно наблюдает за последовательностью действий и оценивает каждый шаг, сделанный ребенком.

Знайте, что психологическую диагностику вашего ребенка может проводить только квалифицированный психолог. Не пытайтесь самостоятельно применять различные методы для изучения особенностей вашего малыша, потому что с большой вероятностью все результаты будут неточными.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Подготовил

педагог-психолог МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

    Понимание речи.

    Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года )

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый результат : ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).

    Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года )

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

    Активная речь

    Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат : хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

    Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)

Методика обследования : педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат : ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

    Сенсорное развитие

    Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат : ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

    Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

    Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

    Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый) . (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

    Игра и действия с предметами

    У ребенка появляются элементы ролевой игры. (3 года )

Материал : руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2. Методика обследования : провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат : ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

    Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования : наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат : ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.

    Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей . (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат : ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

    Движения

    Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал : палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат : ребенок перешагивает через палку без поддержки.

    Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат : ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

    Навыки

    Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого . (3 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

    Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года )

Методика обследования : естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат : если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

    Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.

    Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

    Конструктивная деятельность

    Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года) .

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат : ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

    Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал : сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.

    Изобразительная деятельность

Рисование .

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их .(3 года)

Материал

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их .(4 года)

Материал : лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат : ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка .

    Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их .(3 года) .

Материал

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их .(4 года) .

Материал : кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Социальное развитие

    Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат : ребенок проявляет самостоятельность.

    Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат : ребенок ставит перед собой цели.

Литература:

    Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

    Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ребенок раннего дошкольного возрастаот 3 до 5 лет

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально; Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняяпозиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы,возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тен­денции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное со­стояние продолжает зависеть от физического ком­форта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому; характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный».! Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость.

«Кризис 3-х лет» - определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других - в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний - тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка - дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

2-ая младшая группа детского сада (3-4 лет)

Познавательная деятельность : воображение,память,внимание,восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера : половозрастная идентификация,мальчик – девочка.

Деятельность – сюжетная игра, развитие моторика, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

После 4 лет ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ние, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен-; ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Средняя группа детского сада (4-5 лет)

Познавательная деятельность: воображение,память,внимание,восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера : самосознание, самооценка.

Деятельность – игра, моторика, коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы: