Упражнения для осанки в бассейне. Учёные против мифов: правда ли, что плавание компенсирует сидячий образ жизни, а корсет формирует осанку

«Стройность, величавость, приличие, красота», — такое определение дал осанке известный врач и языковед Владимир Даль. Теперь мы все знаем, что осанка — это привычное положение тела в покое и в движении, поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Однако, не всем известно, что при неправильной осанке страдает весь организм. Происходят грубые нарушения в работе его органов и систем, искажается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, появляется быстрая утомляемость, плохое самочувствие.

Нарушение осанки приводит к целому ряду серьёзных заболеваний. В первую очередь, к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. А это приводит к ухудшению работы тех органов, которыми они управляют.

Позвоночный столб — главная опора туловища, головы, конечностей. Изгибы позвоночника способствуют сохранению равновесия, смягчают толчки и сотрясения при движении. Они формируются в процессе роста позвоночника.

Шейный изгиб формируется, когда ребёнок начинает поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц. Грудной изгиб появляется, когда ребёнок начинает сидеть, поясничный — когда он становится на ноги. Считается, что к 6-7 годам изгибы уже чётко выражены. Именно поэтому профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста имеет огромное значение, и за состоянием осанки нужно следить с самого раннего детства.

К сожалению, в последнее время нарушение осанки у детей дошкольного возраста встречаются всё чаще. Поэтому на своих занятиях я стараюсь уделять профилактике таких нарушений, как можно больше внимания, так как плавание и гимнастика в воде особенно полезны для позвоночника. Кроме того, в детском саду организован кружок по плаванию для детей с нарушением осанки.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание . Второе особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки. Чтобы достичь наилучшего результата, вода не должна быть холодной — не ниже 30 градусов по Цельсию. Иначе не достичь желаемого эффекта разгрузки позвоночника.

Нарушение осанки — это не заболевание, а состояние, которое не является необратимым процессом и подлежит исправлению.

Исправление осанки — это целый комплекс мероприятий, ведущая роль в котором принадлежит лечебной физкультуре (ЛФК), помогающей формированию мышечного корсета, способного удерживать позвоночный столб в нужном положении. Одним из важнейших элементов такого лечения является плавание.

Почему важно заниматься плаваньем для исправления осанки:

  • осуществляется естественная разгрузка позвоночника;
  • самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста;
  • исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц;
  • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;
  • укрепляются мышцы живота, спины, конечностей;
  • совершенствуется координация движений;
  • воспитывается чувство правильной осанки.

При обучении детей плаванию я включаю корригирующие упражнения, с целью профилактики нарушений осанки:

  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник;
  • упражнения, развивающие силу мышц (скоростное плавание, плавание с ластами и другие);
  • вольное плавание и игры на воде, которые дают хороший результат при нарушениях осанки, благодаря своему непосредственному эффекту от активного и непринуждённого движения.

Кроме традиционного плавания кролем на груди и на спине, на своих занятиях в старшей и подготовительной группах я обучаю детей брассу на груди. Дело в том, что для коррекции нарушений осанки и лечения сколиоза основным стилем плавания является брасс на груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой происходит максимальное напряжение мышц, а возможность увеличения подвижности и вращательных движений корпуса (неблагоприятных для позвоночника и таза) минимальна.

Плечевой пояс при этом расположен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, а движения рук и ног симметричны, выполняются в одной плоскости, что благотворно влияет на позвоночник.

Плавание стилями кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде для лечения сколиоза применяться не могут. Но для профилактики правильной осанки я применяю некоторые элементы этих стилей. Кроль, например, физиологически наиболее приближён к ходьбе. Именно с него, как правило, начинается обучение плаванию. При плоскостопии очень полезны движения ногами в стиле кроль, а для усиления воздействия на мышцы ног можно использовать ласты (только в подготовительной группе, когда дети освоят технику работы ног). При плоской спине у некоторых детей в работу можно вводить плавание в стиле баттерфляй, в пол гребка, без выноса рук из воды.

Таким образом, продолжительная разгрузка позвоночника в воде при использовании вышеназванных корригирующих упражнений на занятиях по плаванию даёт возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания, что это является прекрасной возможностью для исправления осанки.

Подготовила Людмила Дерягина,

инструктор по физической культуре МБДОУ № 135 «Дюймовочка»

Введение

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы покоррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Цель упражнения Вид упражнения Методические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение на груди, скольжение на спине. Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание брассом на спине. Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника. Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, ноги брасс. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. Плавание брассом в полной координации. В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. То же без доски. Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж...

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Список литературы:

  1. Халемский Г.А . Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  2. Петренко Г.Г., Полесся Г.В . Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
  3. Бородич Л.А., Назарова Р.Д . Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
  4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.
Нарушение осанки - распространенное отклонение в состоянии здоровья детей. Если в начальных классах нарушение осанки регистрируется лишь у каждого пятнадцатого, то к моменту окончания школы оно встречается у половины детей. Нарушения осанки нужно обязательно корректировать, а плавание и упражнения в воде помогут решить эту задачу.

Терминология

Осанкой называется поза, которую человек подсознательно принимает в положении стоя, сидя, либо во время ходьбы.

Нарушение осанки – это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.

Кифоз – искривление позвоночника в сагитальной плоскости выпуклостью назад, в переводе с древнегреческого - «горбатый», «согнутый».

Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперед.

Основные причины развития нарушения осанки :

  • Врожденные аномалии
    Во время внутриутробного формирования плода происходит неправильная закладка и развитие мышц и суставов позвоночника. Это может быть обусловлено неправильным внутриутробным положением плода, а также генетически детерминированными дефектами.
  • Рахит
    Рахит, перенесенный в раннем детском возрасте, приводит к деформации костей грудной клетки, позвоночника, костей нижних конечностей, результат - развитие впоследствии нарушений осанки и сколиоза.
  • Снижение остроты зрения
    Плохое зрение вынуждает ребенка низко склоняться над столом во время занятий в школе и дома. Неправильная поза постепенно входит в привычку, и ребенок продолжает сутулиться даже после коррекции зрения с помощью очков.
  • Плоскостопие
    Плоскостопие способствует неправильному положению позвоночника во время ходьбы. Чтобы компенсировать неудобства, возникающие при ходьбе, ребенок стремится подавать вперед верхне-грудной отдел позвоночника. С течением времени изменяется тонус мышц, и патологическое расположение позвоночника закрепляется. Впоследствии даже в положении сидя позвоночник остается в неправильном положении.
  • Существует еще большая группа причин формирования неправильной осанки, которая не связана с конкретными заболеваниями и с исходным состоянием здоровья, а связана с внешними причинами . Неправильная посадка за столом во время выполнения уроков, неправильно подобранная мебель могут спровоцировать нарушение осанки. Очень часто девочки большого роста, стесняясь своих нестандартных, на их взгляд, габаритов, начинают сутулиться, результат – нарушение осанки.

Виды нарушений осанки

Выделяют следующие типы нарушения осанки :
  1. Сутуловатость . Сутуловатость один из наиболее частых видов нарушения осанки, он характеризуется увеличением грудного кифоза.
  2. Круглая спина . Круглая спина характеризуется формированием грудного кифоза и отсутствием поясничного, физиологического, лордоза. Если сутуловатость можно назвать отклонением в состоянии здоровья, которое не требует срочного медицинского вмешательства, то круглая спина – это веская причина для немедленного лечения у врача ортопеда.
  3. Уплощенная спина . Уплощенная спина характеризуется уменьшением степени выраженности грудного физиологического кифоза и отсутствием физиологического поясничного лордоза.
  4. Плосковогнутая спина. Состояние характеризуется сглаженностью грудного физиологического кифоза и увеличением поясничного лордоза.
  5. Кругловогнутая спина. При кругловогнутой спине происходит формирование увеличенного поясничного лордоза, с одновременным увеличением грудного кифоза.
  6. Ассиметричная осанка . При данном нарушении осанки происходит отклонение линии остистых отростков во фронтальной плоскости. Для ассиметричной осанки характерно отклонение головы в сторону, разная высота плеч, понижение мышечной выносливости.
Нормальная осанка - 1, кругло-вогнутая спина - 2, плоско-вогнутая спина - 3, плоская спина - 4, круглая спина - 5

Чем опасны нарушения осанки?

От неправильной осанки страдает весь организм: нарушается работа всех органов и систем, в том числе деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, человек быстро устает, часто плохо себя чувствует. Нарушения осанки могут привести к развитию ряда патологических состояний, таких как, остеохондроз с его многочисленными неврологическими проявлениями, сколиоз, остеоартроз.

Нарушение осанки - это состояние, которое необходимо исправлять путем комплексной кропотливой работы с использованием ряда мероприятий с учетом индивидуальных особенностей. К таким мероприятиям и способам коррекции осанки относят:

  • постоянный контроль за своей позой;
  • равномерное (симметричное относительно позвоночника) распределением нагрузки, например, при ношении рюкзака и пакетов;
  • правильный сон на жесткой постели, подушка не должна быть высокой;
  • правильное питание, сбалансированное поступление с пищей и минералов ;
  • постоянная двигательная активность (физкультура, прогулки, плавание, пробежки);
  • отказ от "любимых" поз, вроде склонности сутулиться или сидеть нога на ногу;
  • занятия лечебной физкультурой, мануальная терапия, массаж;
  • исправление плоскостопия.

Плавание для лечения нарушений осанки

Плавание является одним из наиболее эффективных способов коррекции осанки. Если другие методики воспринимаются ребенком негативно, то плавание – это не только лечение – это увлекательная игра. Плавая, ребенок как бы погружается внутриутробную среду, которая способствует релаксации как психологической, так и физической.

Эффекты плавания

Во время плавания тело человека находится в невесомом состоянии, благодаря чему происходит снижение гравитационных нагрузок на позвоночник. Одновременно оно стимулирует укрепление мышечного корсета позвоночного столба, гармонизирует тонус околопозвоночных мышц, мышц грудной клетки и поясницы. Плавание развивает координацию движений, которая в значительной степени страдает у детей, имеющих нарушения осанки.

У занимающихся плаванием детей восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Очень часто при нарушениях осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые впоследствии из функциональных превращаются в органические. Если на начальных этапах нарушения осанки носят исключительно обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Занятия в бассейне являются эффективным методом лечения плоскостопия. Как известно, плоскостопие является одной из причин формирования неправильной осанки. Во время занятий мышцы стопы и голени получают разностороннюю физическую нагрузку, которая способствует формированию правильного свода стопы и укреплению ее связочного аппарат.

Важно отметить, что плавание оказывает также закаливающий эффект . Оно стимулирует неспецифическую иммунную защиту, дети становятся менее восприимчивыми к респираторным вирусным инфекциям. По статистике, у девяноста пяти процентов детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, выявляются нарушения осанки.

Лечебное плавание для коррекции осанки, методики.

Вне зависимости от вида нарушений осанки, первые занятия в бассейне должны помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке. Продолжительность их не должна превышать 15 – 20 минут. В ходе первых тренировок ребенку разрешается выполнять те виды упражнений в воде, которые он лучше всего умеет делать. Наблюдая за ним в этот период, оценивают его физическое состояние и его плавательные возможности. Важно помнить, что во время занятий температура воды в бассейне не должна опускаться ниже 28 градусов, в противном случае снижается эффективность занятий, так как не достигается эффект разгрузки позвоночника. В холодной воде мышечный тонус повышен, что может спровоцировать судороги икроножных мышц и мышц бедра.

После подготовительного этапа можно приступать к специальным упражнениям. Все занятия, безусловно, проходят при непосредственной помощи кого-либо из взрослых. Часто во время выполнения упражнения ребенок поддерживается инструктором в области таза.

При сутуловатости и круглой спине, весьма эффективным является плавание кролем на спине .

Уплощенная и кругловогнутая спина, прекрасно корректируется плаванием в стиле кроль на груди и баттерфляй . При плоской спине плавание на спине не рекомендуется.

Если имеется сильно выраженный лордоз поясничного отдела, то при плавании на груди под живот подкладывают доску для плавания .

Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс .

Во время занятий плаванием ребенок первое время часто не совсем правильно выполняет упражнения. Скорее всего, они лишь отдаленно напоминают классические плавательные стили, но это не главное. Главным является сам процесс. Не нужно требовать точного выполнения всех упражнений. Очень часто заставляя точно копировать движения и превращая тренировки в рутину, вы формируете негативное отношение ребенка к занятиям.

Длительность занятий на начальном этапе не должна превышать 15 – 20 минут. Оптимальная кратность занятий три раза в неделю. Постепенно продолжительность можно довести до 40 минут. Необходимо воздержаться от занятий в период, когда ребенок болеет респираторными вирусными инфекциями, острым бронхитом, при наличии гипертермического синдрома. Занятия абсолютно противопоказаны при эпилептической болезни.

Лечебное плавание при нарушении осанки способствует укреплению скелетной мускулатуры, которая будет предотвращать прогрессирование искривлений позвоночника. Оно повышает эмоциональный фон человека, придает бодрость и формирует морально-волевые качества.

Как водные процедуры воздействуют на позвоночник

Водные процедуры входят во множество программ по лечению искривлений спины, которые проводятся отечественными реабилитационными центрами. Механизм положительного влияния на организм основан на следующих особенностях:

  • Восстановление условий для роста позвонков;
  • Снятие нагрузки с поврежденных сегментов позвоночника;
  • Укрепление мышечного корсета спины;
  • Улучшение кровоснабжения;
  • Восстановление координации движений;
  • Общее закаливание организма;
  • Улучшение работы дыхательной и сердечной систем.
  • Инфекционные и грибковые болезни;
  • Хронические болезни органов дыхания;
  • Эпилепсия с судорожным синдромом;
  • Конъюнктивит (воспаление роговицы глаз).

Искривление вертикальной оси туловища простым пребыванием в воде не устраняется. В реабилитационных центрах плавание сочетается с комплексом специальных упражнений:

  • На вытяжение позвоночника;
  • Тренировку дыхательной мускулатуры;
  • Для расслабления спазмированных мышц;
  • С целью коррекции плоской стопы.

В зависимости от выраженности патологии врачи рекомендуют стиль плавания:

  1. При чрезмерной выраженности изгибов позвоночника (кифоз и лордоз) рекомендовано плавать на спине. Правда, при большом усилении вогнутости позвоночника в поясничном отделе применяется плавательный коврик, чтобы снизить нагрузку на поврежденный сегмент;
  2. Стиль кролем полезен при плоской стопе для укрепления мышц стопы;
  3. Нарушение осанки за счет избыточного выпячивания в грудном отделе (гиперкифоз) требует стиля с активным маханием руками – баттерфляй.

Синхронное плавание при искривлении спины

Синхронное плавание при нарушении осанки направлено на исправление деформации в позвоночнике и грудной клетке, формирование правильного дыхания и укрепление мышц брюшного пресса. Занятия с использованием синхронных элементов полезны также для профилактики искривлений вертикальной оси туловища. Если их проводить 2-3 раза еженедельно, у ребенка формируется правильный двигательный стереотип.

Данный вид водных процедур имеет следующие противопоказания:

  • Нестабильность позвонков;
  • Искривление с углом в 10-15 градусов;
  • Сильная атрофия мышц;
  • Пороки сердца.

В перечень упражнений при синхронном плавании включаются симметричные и асимметричные движения, которые подбираются индивидуально.

Симметричные упражнения предполагают сохранение срединного положения остистых отростков позвоночника с целью предотвращения выраженных смещений его оси. Применяются при деформации позвоночника в боковой плоскости, когда преобладает тонус мышц на одной стороне тела. Упражнение выполняется без отягощения с изменением положения тела (на спине и животе). Пример симметричного упражнения:

  • Лягте на спину;
  • Отведите руки за голову;
  • Выполняйте движения схожие с плаванием брассом;
  • Перевернитесь на живот;
  • Приподнимите туловище и коснитесь руками коленей.

Асимметричные упражнения способствуют выравниванию остистых отростков по срединной линии тела. Они требуют некоторых навыков, так как непрофессионалу сложно будет удержаться в воде.

Пример асимметричных упражнений при нарушении осанки:

  • Приподнимите левую руку вверх;
  • На спине выполняйте «велосипед» (попеременное движение ногами);
  • Лягте на живот;
  • Расположите правую руку вдоль туловища, а левую поднимите вверх;
  • Прогнитесь и вернитесь в исходное положение;
  • Левую руку отведите за голову;
  • Выполняйте сгибание ног под углом 90 градусов в тазобедренном суставе.

Синхронное плавание в группах для детей лучше начинать с симметричных упражнений. Они просты в исполнении и позволят ребенку привыкнуть к воде.

Существуют специальные упражнения для уменьшения или увеличения физиологических изгибов позвоночника. Они назначаются ортопедами.

Лечебные группы у детей формируются по возрасту, но существуют обязательные требования к занятиям плаванием до 14 лет:

  • Количество детей в группе не должно превышать 12 человек;
  • Длительность занятия – не более 30 минут;
  • В занятие включаются индивидуальные и групповые упражнения;
  • Большую часть времени должна занимать тренировка скелетной мускулатуры и подвижности позвоночника;
  • На специальные виды гимнастики отводится не более 10 минут;
  • Перед занятием необходимо подготовить мышечную систему на суше;
  • Занятие для детей лучше сопровождать приятной музыкой;
  • Плавание должно вырабатывать морально-волевые навыки, сопровождаться бодростью и повышением настроения.

Лечебные упражнения в воде

Существуют профилактические лечебные упражнения в воде, которые может применять каждый человек с нарушением осанки:

  1. Отталкивание от бортика с выпрямленными ноги и оттянутыми носками способствует разгрузке позвоночного столба;
  2. Вначале гребка сделайте вдох. При завершении гребка – выдох. Вдох необходимо проводить быстро, а выдох плавно. Упражнение тренирует дыхание;
  3. Плавание брасом на спине с медленным разведением и подтягиванием ног укрепляет мышечный корсет спины;
  4. Исправление искривлений грудного отдела позвоночника достигается скольжением на груди при плавании брасом;
  5. Скольжение на спине при брасе позволяет укрепить мышцы брюшного пресса;
  6. Скольжение на спине с доской на вытянутых руках укрепляет плечевой пояс.

Таким образом, плавание оказывает незаменимую помощь при терапии искривлений спины у детей. Поскольку детский позвоночник «мягок и податлив», занятия в воде позволяют провести эффективную коррекцию его деформаций.

Наш эксперт - заведующий городским вертебрологическим центром Андрей Морозов.

Е1.RU продолжает развенчивать мифы вместе с екатеринбургскими учёными. Сегодня поговорим о заблуждениях, связанных с осанкой.

Узнаем, правда ли держать осанку можно и без тренировок одним усилием воли и можно ли избавиться от сутулости, накачав спину. Выясним, может ли ношение корсета избавить от сутулости и действительно ли причиной кривой спины является недостаток кальция. А ещё поговорим о том, можно ли исправить сколиоз после 20 лет и правда ли, что тренировки могут "усыпить" грыжу позвоночника.

На этот раз искать ответы мы отправились в 33-ю городскую больницу в гости к заведующему Городским вертеброневрологическим центром Андрею Морозову.

Миф первый: держать осанку можно только силой воли

– Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, хотя под осанкой понимается и то, как человек сидит, как он ходит. Осанка может быть правильная и неправильная. Конечно, правильная осанка требует усилия – не все мы рождены с идеально развитой нервно-мышечной системой, абсолютно функциональным позвоночником и суставами, чтобы надеяться только на гены, – объясняет Андрей Морозов.

Сколиоз начинает проявлять себя, когда ребёнок идёт в школу, начиная с 8 и до 18 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к деформациям конечностей и позвоночника. Именно в этом возрасте "закладываются" будущие патологии суставов и позвоночного столба. Чтобы искривление не прогрессировало, необходимы регулярные занятия физкультурой. Надо насильно отдавать ребёнка на гимнастику, танцы, игровые виды спорта. Одного убеждения, конечно, мало.



Нервная система играет большую роль в формировании правильной осанки. Центральная нервная система (головной и спинной мозг) через "провода" (нервы периферической системы) посылает импульсы к мышцам, вызывая их напряжение или расслабление. Получается движение от самого простого (сгибание-разгибание руки или ноги) до самого сложного (игра на музыкальных инструментах, балет, цирк, спорт). В головном мозге есть специальные центры, отвечающие за точность, плавность движений – за грацию. Это индивидуальные особенности – осанка, походка, по которым человека можно узнать издалека. Поэтому есть мышечно-одарённые люди, а есть не очень. Это сразу видно на осмотрах пациентов. Причём вторые чаще страдают от боли в спине.


Бывает так, что человек сутулится вовсе не от лени, не от слабой силы воли, а от проблем с мышцами, нервами, скелетом, т. е. у него есть заболевания, что требует обращения к врачу.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлён вперёд. При правильной осанке позвоночник обладает наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения при таких движениях, как бег, прыжки, ходьба. Человек, не умеющий держать своё тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Однако некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При неправильной осанке затруднена деятельность всех внутренних органов, а в первую очередь лёгких и сердца, сокращён объём дыхательных движений, уменьшена жизненная ёмкость лёгких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Миф второй: чтобы осанка была правильной, надо накачать спину

– В вертикальном положении позвоночник поддерживается мышцами спины – задней группой и мышцами пресса – передней группой. Одного "прокачивания" спины – длинной мышцы-разгибателя, которая идёт от крестца вдоль всего позвоночника и заканчивается в области затылка, мало. Чтобы мышечный корсет работал, надо, чтобы мышечное кольцо было замкнуто – укреплены и задняя, и передняя группы мышц, поэтому для правильной осанки надо укреплять и спину, и пресс.

Но самое главное – это не накачать мышцы, а научить их гармонично двигаться – напрягаться и расслабляться – для правильного распределения мышечной тяги на позвоночник. Это и обеспечивает правильную осанку.



Миф третий: ношение корсета обеспечит красивую осанку

– Вообще ношение специального корсета помогает держать осанку – напоминает о том, что сидеть надо ровно. Но одного корректора опять же мало, особенно, когда сколиоз прогрессирует. В таких случаях необходимо проконсультироваться у врача-вертеброневролога или ортопеда. Гораздо эффективнее занятия плаванием, аквааэробикой, гимнастикой. Пассивное ношение корсета осанку не улучшит.

Миф четвёртый: сутулость появляется от недостатка кальция

– Такая взаимосвязь есть, но только у пожилых людей, когда на фоне возрастного остеопороза позвоночник меняет свою конфигурацию. Но и здесь пациентам назначают не только кальций, но ещё и магний, витамин D, плюс специальное лечение остеопороза под контролем ревматолога. При прогрессировании нарушений осанки в сочетании с болью необходимо обратиться к врачу для уточнения диагноза – возможны патологические переломы позвоночника даже при привычных движениях.


Миф пятый: тренировки могут исправить даже застарелый сколиоз

– К 18–23 годам позвоночник заканчивает своё формирование, и сильно повлиять на осанку уже сложно. Но считается, что человек растёт до 25 лет, поэтому возможность скорректировать осанку есть. Для этого необходим комплекс мероприятий – обязательны занятия физкультурой, не эпизодические, а регулярные, надо делать гимнастику с растяжением, часто менять позу в течение рабочего дня. После работы хорошо повисеть на турнике, чтобы разгрузить позвоночник. Но, конечно, если в школе не заниматься формированием осанки, то в 20 лет это делать уже поздно. Можно развить мышечный корсет, и он будет поддерживать позвоночник, искривление не исправится, но хотя бы не будет прогрессировать.


– Можно ли тренироваться с грыжей позвоночника? В Интернете можно найти много примеров, когда люди только так смогли вылечить спину? class="_">

– Не каждая грыжа межпозвонковых дисков, выявленная на томографии, может вызывать болезненные ощущения. Грыж может быть несколько в разных отделах позвоночника, и это бывает часто, а клинических проявлений никаких нет. Может быть такое, что грыжа одна, небольших размеров, но обострение выраженное. Вылечить самого себя можно, но только после консультации врача, который определит режимные и лечебные мероприятия. Даже при серьёзных обострениях мы не рекомендуем залёживаться долго – достаточно 2–3 дня полежать и надо начинать двигаться, то, что было больно вчера, при тренировках не будет болеть завтра. Тренировки восстанавливают мышцы, их функции. Без собственного усилия они не восстановятся.

Миф шестой: занятия фитнесом компенсируют минусы сидячего рабочего дня

– Конечно, гимнастикой во время рабочего дня сейчас редко кто занимается, в лучшем случае человек выходит на обед. Длительная статическая нагрузка идёт во вред. Если вечером хотя бы два раза в неделю ходить в бассейн или на гимнастику, это полезно, но мало, однако лучше, чем ничего. Лучше это делать комплексно – добавлять к ежедневной зарядке растяжку позвоночника и суставов, разгрузку позвоночника на турнике или специальном оборудовании. Офисным работникам, особенно которым лень заниматься, программу разгрузки-растяжения позвоночника можно делать на специальном кресле. Такое сочетание с фитнесом лучше поддерживает здоровый позвоночник.