Как называется вежливость. Почему вежливость и уважение — удел сильной личности

ВЕЖЛИВОСТЬ (в языке), термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. Эти социальные отношения могут быть многообразными и далеко не сводятся только к вежливости в обиходном смысле этого слова. В самом общем виде они могут быть разделены на два типа, которые Патриция Браун и Стивен Левинсон, развивая идеи Эрвинга Хофмана о «социальном лице», назвали положительной и отрицательной вежливостью. Положительная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная – с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов, она сильно зависит от структуры иерархических отношений в обществе и социальной дистанции между говорящим и другими людьми.

Нередко под вежливостью в языке понимают только или преимущественно отрицательную вежливость. С другой стороны, А.П.Володин и В.С.Храковский называют формами вежливости как раз средства выражения положительной вежливости, а формы отрицательной вежливости предлагают называть формами этикета.

Способы выражения вежливости в разных языках сильно зависят от структуры тех обществ, в которых эти языки функционируют, и от принятых в них моделей социального поведения. Имеются и структурные различия: в одних языках (например, японском , корейском и др.) имеются специальные грамматические категории вежливости, тогда как в других (в том числе во всех языках Европы) они отсутствуют, во всяком случае, при стандартной трактовке грамматики. Однако имеются и достаточно общие закономерности выражения вежливости, причем часто одни и те же способы выражения социальных отношений существуют в генетически не связанных и не контактирующих между собой языках. Как указывают П.Браун и С.Левинсон, связанные с выражением вежливости языковые знаки, как правило, непроизвольны и непосредственно отражают общественные закономерности и установления.

Положительная вежливость отражается в особых способах речи со «своими» и о «своих», отличными от речи с «чужими» и о «чужих». Нередко включение собеседника в единую группу с говорящим достигается с помощью употребления особого языка или особой разновидности языка. Это могут быть особые арго или жаргон, непонятные «чужим». Это может быть диалект или местная разновидность языка; на нем говорят со «своими», а при общении с «чужими» используется литературный язык; это характерно для Японии , ряда территорий распространения немецкого языка, в том числе для Австрии и немецкой части Швейцарии , а также и для многих других территорий в самых различных регионах мира. Национальные меньшинства могут использовать в этой роли свой родной язык, непонятный для большинства окружающих, тогда как при разговоре с «чужими» разных национальностей они употребляют доминирующий язык данной страны или территории: английский в США , русский в России и др. Для выражения положительной вежливости широко используются различные умолчания, или, точнее, непроговаривания, основанные на общем знании: по известному замечанию Л.Н.Толстого , очень близкие друг другу члены семьи могут обходиться при общении минимумом слов; сходным образом немецкий философ М.Хайдеггер трактовал язык как средство справиться со «сломом» нормального течения дел – когда все идет как надо, язык не нужен. К другим обычным способам выражения положительной вежливости относятся использование специальных формы обозначения, именования и особенно обращения, например, употребление терминов родства (например, брат или отец ) в отношении лиц, не являющихся родственниками; уменьшительно-ласкательная лексика; специальные частицы; особые интонационные контуры и др. Сюда можно отнести и обращение «на ты» в ряде западноевропейских языков (французский, немецкий и др.) и отчасти в русском, указывающее на включение собеседника в единую группу с говорящим, а также конструкции, включающие себя и собеседника в единую деятельность вроде русского Давай (те )... В области грамматики сюда могут быть отнесены имеющиеся в ряде языков личные формы инклюзива (выражающие значение «мы с тобой/с вами») в противоположность формам эксклюзива (со значением «мы без тебя/без вас»).

Выражение отрицательной вежливости очень во многих языках связано с теми или иными способами оказания внимания собеседнику или третьим лицам, нередко с одновременным этикетным «принижением» говорящего. Как правило, отрицательная вежливость бывает более формализованной, чем положительная: существует определенный набор стандартных этикетных формул, позволяющих говорящему не задеть чувства собеседника и проявить свое умение пользоваться принятыми в обществе правилами вежливости. Достаточно универсальными являются особые формы и конструкции, используемые при прямом обращении к собеседнику: приказе, просьбе, совете и т.д. Очень часто правила этикета не допускают использования повелительных форм, исключая случаи очень малой социальной дистанции, обращения высшего к низшему и экстремальных ситуаций. Предпочитаются косвенные способы обращения: в самых разных языках применяются отрицание, вопрос, сослагательное наклонение, пассив и т.д. Ср. рус. Откройте дверь ! и Не могли бы Вы открыть дверь ? (в последнем примере, наряду с использованием особой формы обращения «на вы», в письменном языке представлена еще и «орфографическая вежливость», проявляющаяся в написании этого вы с большой буквы, ср. также аналогичную орфографию нем. Sie в функции вежливого обращения). Нередко в самых разных языках для большей вежливости используются разные лексические, а иногда и грамматические средства, снижающие категоричность высказывания. Также используется эллипсис (опущение каких-то слов и выражений), но он основан не на общности знаний говорящего и собеседника, как в случае позитивной вежливости, а на стремлении избегать именования того, что может быть неприятно для собеседника; средством выражения отрицательной вежливости могут служить и некоторые виды эвфемизмов. В ряде языков, например японском, очень невежливым является употребление слов со значением «нет». В этом же языке (как и в ряде других) невежливо прямое обращение к собеседнику, вместо местоимений 2-го лица используются вежливые способы именования в 3-м лице.

Для отрицательной вежливости очень значимы иерархические отношения в обществе: жесткие правила этикета в отношении высших обычно снимаются при обращении к низшему или в речи о низшем. Отношения «высший – низший» могут быть связаны с социальной иерархией, с возрастом, нередко с полом (мужчины социально выше женщин, однако в определенных социокультурных условиях может практиковаться и этикетная инверсия этого принципа, представленная, например, в обращениях типа Леди и джентельмены ; последовательная «политкорректность» пытается изгнать признаки иерархии полов из языка в принципе, рассматривая этикетную инверсию как замаскированную дискриминацию, социальной ролью в данный момент (полицейский или врач при исполнении обязанностей воспринимается как высший, ср. ситуации «полицейский у стоматолога» и «стоматолог, остановленный за превышение скорости»), психологическим состоянием и пр. Значима также социальная дистанция, здесь отрицательная вежливость пересекается с положительной: особая вежливость необходима обычно лишь при обращении к «чужим», тогда как при обращении к своим она как раз может использоваться как средство обозначить отчуждение и неприязнь.

Языковые средства выражения отрицательной вежливости используются в любых обществах, играя важную роль в поддержании иерархических отношений и во взаимоотношениях людей. Однако в разных обществах они играют неодинаковую роль, что создает трудности при освоении чужих языков и правил языкового общения. Например, японские студенты и стажеры в США испытывают неудобства из-за того, что из речи их американских коллег не могут извлечь необходимую, с их точки зрения, информацию о социальной иерархии. С другой стороны, не только японский, но даже британский речевой этикет кажется американцам слишком формальным.

Японский язык вообще может служить хорошим примером языка с развитой системой форм вежливости. Так, в системе глагола здесь существуют две грамматические категории, называемые адрессивом (или респективом) и гоноративом. Формы адрессива показывают отношение горящего к собеседнику: противопоставлены простые (без специальных показателей), вежливые и особо вежливые формы; простые формы воспринимаются как нейтральные, если не имеется в виду определенный собеседник (что имеет место только на письме: научные тексты, информация в газетах и т.д.), тогда как при обращении к конкретному собеседнику они невежливы. Формы гоноратива показывают отношение говорящего к лицам, о которых идет речь. Простым формам противопоставлены формы субъектной вежливости (действия или состояния «уважаемого лица», которым может быть собеседник или 3-е лицо) и объектной вежливости (так называемые скромные формы). В последнем случае речь идет о действиях говорящего или лица, близкого к нему, по отношению к «уважаемому» 2-му или 3-му лицу; говорящий одновременно выражает вежливость к объекту действия и «умаляет» себя. Имеются сложные правила выбора форм: например, сотрудник фирмы в разговоре с посторонним не может невежливо говорить о своем начальнике, это значит нарушить этикет в отношении собеседника. Особенно сложно устроена система повелительных форм. Имеются также разнообразные лексические средства выражения положительной и отрицательной вежливости.

Следует отметить, что семантика категории вежливости и правила ее употребления достаточно сложны и не всегда подробно описаны даже в языках с не слишком развитыми системами форм вежливости. Так, простое обиходное представление о вежливости не объясняет, например, некоторые случаи выбора форм обращения в русском языке, ср. обращение «на ты» к Богу (единственно возможное) и, до определенного времени, к царю (Прикажи, государь и ударились в ноги царю. – Дм. Кедрин) или наличие таких нетривиальных вариантов сочетания обращений «на ты» или «на вы», с одной стороны, и по имени или по имени и отчеству с другой, как «вузовское вы» (Вы , Петя... при обращении преподавателя к студенту) и «номенклатурное ты» (Ты , Петр Петрович... ).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат №5 города Аши»

Классный час на тему:

«Поговорим о вежливости»

Подготовила: Воднева Ирина Александровна

Учитель географии и биологии

Классный руководитель 6 класса

г. Аша

2016г.

Задачи :

    продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

    приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях;

    формировать у детей нравственное представление вежливости

Планируемые результаты :

Предметные:

    воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;

    воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета

Метапредметные:

регулятивные:

    самостоятельно формулировать задание: определять его цель;

    планировать алгоритм его выполнения;

    корректировать работу по ходу его выполнения;

    самостоятельно оценивать

познавательные:

    ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

    определять круг своего незнания;

    планировать свою работу по изучению незнакомого материала

коммуникативные:

    участвовать в диалоге;

    слушать и понимать других;

    высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    соблюдать правила вежливости и этикета

Личностные:

    ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;

    осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;

    соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

Здравствуйте ребята! Сегодня на классном часу мы будем знакомится с правилами вежливости. Наш классный час я хочу начать с притчи «О вежливости».

Притча. О вежливости.

3. Итог классного часа.

Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

    Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда... .

    Мне помогают правила вежливости тогда, когда... .

    Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что... .

Спасибо за урок!

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

В этой статье мы расскажем о том, что такое вежливость, а также о том, как она проявляется в различных жизненных ситуациях. Быть вежливым в современном обществе очень важно, чтобы уметь себя хорошо поставить и не ударить в грязь лицом.

Вежливость в теории и на практике

Под термином «вежливость» подразумевают какие-либо средства выражения (слова и действия), которые показывают уважение между людьми разных классов и возрастов, а также в различных ситуациях. По словарю «вежливость» - это воспитанность, соблюдение человеком установленных в том или ином обществе приличий, а также учтивость. Ну а теперь несколько слов о том, как проявляется вежливость.

  • Тот человек, который в различных ситуациях не забывает о простых словах - «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», - выказывает вежливость по отношению к другим людям.
  • Если в семейных отношениях между супругами при ребенке не высказываются грубые, непристойные слова, а также родители поощряют, благодарят детей за какие-либо услуги - это прививает вежливость у детей.
  • Отношения между государствами называются международными, и если политики проявляют уважение к собеседнику при общении - это дипломатическая вежливость. Пример такой вежливости: освобождение политиков от досмотра багажа при пограничном контроле.
  • Если человек в любом коллективе обращается уважительно не только к старшим, но и к младшим - это значит, что таким образом он выражает вежливость.

Вежливость поможет вам в различных жизненных ситуациях, и главное - начать работать над собой, научиться уважать старших и младших, уметь не перебивая и внимательно слушать собеседника. Вежливый человек способен найти выход из сложных ситуаций, быть освобожденным от хамства и грубости, а также «держать себя в руках» даже в момент стресса.

Ну а прочитав нашу познавательную статью - вы откроете для себя несколько правил хорошего этикета о поведении в общественных местах, в гостях и не только.

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.