Исследовательская работа: почему у русской народной куклы нет лица. Сжигать чучело Масленицы с человеческим лицом неправильно – хабаровская епархия И кстати, почему надо жечь чучело

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.

Юдина Виктория, ученица 2 б класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 имени В.В. Бианки»

Тема моего теоретического исследования «Почему у русской народной куклы нет лица». На занятиях в театральном кружке «Школьный театр Петрушка» мы изучали и изготавливали русскую народную куклу. И мне и другим ребятам стало интересно, а почему русские народные куклы без лица. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами я учусь общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирую память. Мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо. Мне нравится, когда они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая и у нее есть душа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

ПОЧЕМУ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ НЕТ ЛИЦА

Юдина Виктория,

ученица 2 б класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа 4 имени В.В. Бианки»

Руководитель

Смертина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

Бийск 2014

1.Введение стр3

1.1.Актуальность стр.3

1.2. Цель, задачи, гипотеза, методы исследования стр.3

2. Основная часть стр.4-10

2.1. История возникновения народной куклы стр.4

2.2. Виды кукол стр.4

2.3 Почему у русской куклы нет лица стр.10

3. Заключение стр.10

4.Литература стр.11

5. Приложение стр.12

1.Введение

1.1. Актуальность

На занятиях в театральном кружке «Школьный театр Петрушка» мы изучали и изготавливали русскую народную куклу. И мне и другим ребятам стало интересно, а почему русские народные куклы без лица.

1.2.Цель : выяснить, почему у русской народной куклы нет лица.

Задачи:

Изучить историю возникновения русской народной куклы

Описать теоретическое исследование;

Провести поисковую работу и выявить виды русских народных кукол, определить у каких кукол нет лица.

Объект исследования: русские народные куклы

Предмет исследования: безликие русские народные куклы

Гипотеза: Изучив историю возникновения русской народной куклы, виды русских народных кукол, мене удастся узнать почему у русской народной куклы нет лица.

Методы исследования:

  • информационный поиск;
  • наблюдение;
  • описание теоретического исследования;
  • обобщение материала, выводы.

2. Основная часть

2.1 История возникновения народной куклы.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

2.2 Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

  • Куклы – обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки"). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Божье Око. Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого.

  • Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено"" . Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня , бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

  • Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка . Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка . Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Домашняя Масленица . Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица "" символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей"" встречали жениха и невесту.

Веснянка (Авдотья-весновка) . Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая - Вырия прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек - магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы - веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

Мартинички . Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломеи плетется косичка. Это зимняя кукла.

Коза. В её основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка и соломы. Одета была "Коза"" в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла "Коза"" была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла - это как - бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата - погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по - своему. Ведь еда - это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Кубышка-травница . Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

2.3 Почему у русской куклы нет лица.

Конечно, обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах.

3. Заключение

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод:

У игровых русских народных кукол рисовали или вышивали лицо. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами я учусь общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирую память. Мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо. Мне нравится, когда они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая и у нее есть душа.

4.Литература

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru

5. Н.И.Смирнова И…Оживают куклы./ М.: Детская литература, 1982.-191с.

6. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

7. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru

Сжигать чучело Масленицы - обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?

С этим вопросом “Фома” обратился к протоиерею Андрею Ефанову :

В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучел а маслениц ы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание маслениц ы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, маслениц а, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели и без мяса.

А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после . В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 – 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели.

@fiesta.spb

Масленица - это такой заводной, веселый праздник, который находится на причудливом стыке славянской мифологии и православия. И именно из-за обрядов, оставшихся от мифологии, это не только веселье, но иистинный хардкор.

Самым брутальным обрядом из всех этих веселых дней несомненно является сжигание чучела. Выглядит это, конечно, специфически: куча довольных и радостных людей объедаются блинчиками и с удовольствием наблюдают, как горит жалобно-улыбающееся самоотверженное чучело.

Мы собрали самые жесткие, странные и пугающие чучела, которые можно встретить на улицах городов России на этой неделе. Посмотрите, например, на лицо этого (этой). Приблизьте и вы услышите мольбу о помощи.

И кстати, почему надо жечь чучело?

Существует несколько любопытных версий о целях этого милого ритуала. Первая принадлежит российскому этнографу Дмитрию Зеленину и говорит о том, что этот праздник отмечал рубежное время перед постом. Крестьяне для этого приглашали не кого-то там, а своих померших родственников. А к встрече с ними что нужно было сделать? Правильно, разжечь костер.

Соломенного чувака уже не спасти из огня, а детишки смеются. Прелесть!

@bulushevasofia

Экземпляры без лиц завоевывают место самых криповых. А если ничего особенного вы не видите, то представьте, что встретили одного из них ночью.

@julia_htrf

Основная версия заключается в том, что Масленица все же является праздником встречи весны и прощания с зимой. Зиму нужно хоронить, чтобы попрощаться с ней, и для того чтобы символизировать эту «смерть», сжигалась Марена - мифологическая героиня, связанная с обрядами «убийства» и «воскрешения» природы. Собственно, она и является прототипом современных чучел.

Вот эта, например, является такой, мягко скажем, раскрепощенной Мареной. С дредами и чокером на шее.

По лицу этой убиенной можно сказать, что она не западнославянская Марена, а, скорее, русская Маринка. Но, так или иначе, и ее уже не спасти.

@vlad_reporter

Всемирно известный и уважаемый филолог и фольклорист В. Я. Пропп тоже поддерживал версию об умирающем и воскресающем божестве. Однако связывал он этот обряд, да и вообще масленицу, со стимуляцией и призывом плодородия, что было важнейшей точкой в системе координат крестьянина, так как от нее зависела вся его жизнь.. Сожжение чучела Масленицы по его мнению символизирует сожжение и прощание со старым, исчерпавшим свои ресурсы плодородием и стимуляция нового.

Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились.

@on_thin_legs

Многие фольклористы и этнографы нам показывают, что неверно воспринимать сожжение чучела как явление, напоминающее некий сатанинский ритуал поджигания идола, которому поклоняются. Это не так, чучело всегда являлось символом.

Вот этот странный парень, например, из Литвы. Был. Автор фото пишет:

«Сегодня в Литве праздник - Užgavėnės (Ужгавенес) ».

@helen_bask

А это... Стоп, что?

.

Каждый год в конце зимы в жителях России просыпается дух языческих предков, и, несмотря на мольбы и угрозы МЧС не создавать пожароопасную ситуацию, во дворах и на площадях пылают чучела антропоморфной формы.

К сожалению, даже такой древний языческий обряд не избежал коммерциализации и многие поддаются слабости, покупая готовые чучела. Мы же решили написать первую инструкцию по изготовлению настоящей Масленицы, чтобы проводы зимы прошли в соответствии с правилами.

Нашим экспертом стал заведующий фольклорной секцией Самарского центра русской традиционной культуры Андрей Давыдов, много лет собирающий традиции и обряды, присущие нашим краям.

Жечь или не жечь?

Андрей Давыдов:

- Во-первых, у нас, в Самарской области, чучело было далеко не везде. Жечь чучело на Масленицу — это стереотип. В некоторых сёлах просто сваливали солому в кучи и жгли. Сжигали старые вещи — считалось, что таким образом мы избавляемся от старого и переходим к чему-то новому. И далеко не всегда это была фигура Масленицы.

Во-вторых, если всё-таки было чучело, то его тоже наряжали в старые изношенные вещи, в разное тряпьё. Масленицу могли просто повозить по селу, спеть масленичные песни, а потом вывезти на пустырь и просто растащить, растоптать.

Традиционно считается, что если делали голову, то делали её обезличенной, то есть без лица. Вообще, у традиционной куклы очень поздно появилось лицо: якобы считалось, что рисование лица копировало какого-то человека. Тут есть некий ритуальный момент (вспомнить даже куклы Вуду) — на куклу можно сделать наговор. Так что куклу или чучело старались обезличить, чтобы душа в ней жить не могла.

У наших соседей в Ульяновской области, в Корсунском районе была традиция делать большую куклу Масленицы, наряжать в лохмотья и везти её на разукрашенных санях по улицам села. Вез её так называемый Дед. Это был мужик, который наряжался в старика, надевал бороду из пакли, шапку набекрень. Он возил Масленицу по улицам и так оповещал всех, что праздник начинается.

Символика, обряды и блины


Л.С. Кожин — «Масленица. Проводы Зимы»

Если не вдаваться в подробности и не расписывать всю глубину обрядов, то суть Масленицы можно объяснить празднованием окончания зимы и начала весны. Сюда вплетается и тема начала новой жизни, а значит, отказ от всего старого.

Кроме того, древние языческие обряды переплелись с православием, и масленичная неделя считается мясопустной, когда верующие готовятся к Великому посту. Однако можно было есть яйца, масло, сыр, всевозможные пироги, и среди прочего были блины, которые только недавно стали считаться особенным блюдом.

Андрей Давыдов:

- Блины — это тоже стереотип, они не являются исключительно масленичной атрибутикой. Во-первых, блины не жарили, как сейчас, переворачивая на сковородках, а пекли в русской печи, блин был достаточно толстым. И никогда не считался символом Солнца, как сейчас принято думать.

Их пекли не из пшеничной муки, которая была достаточно дорогая, а из гречишной с добавлением других круп — и блин получался чёрно-коричневым. Это уже в позднее время Куприн сравнил его с Солнцем, и пошла эта катавасия.

Масленичных песен не так много. У нас на территории Самарской области в этих песнях нет ни слова про Масленицу. Но их пели, когда молодёжь каталась на санях.

Одной из любимых тем была свадьба, когда молодые пары сажали на сани и катали по деревне, показывая красивых молодожёнов. И им пели лирические песни, которые считались масленичными.

В соседних областях пели, например, такую песню:

Запрягу я кошку в санки и поеду до кумы Наталки.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня! (то есть до Пасхи)

Запрягу я бугая, куда люди, туда я.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня!

Едут люди по сено, болит мое колено,
Едут люди по дрова, болит моя голова.
Едут люди по горелочку, а я с ними помаленечку!

Как сделать чучело?


В.Б. Котляров — «Масленица. Проводы зимы»

Несмотря на то, что в разных регионах Масленица отмечалась по-разному, сейчас самым популярным обрядом считается сожжение чучела. В тех регионах, где практиковалось подобное, необходимыми признаками Масленицы была человекоподобная конструкция, имеющая ярко выраженные женские формы.

Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили верёвками голову и руки. Большую грудь делали из соломенных жгутов. Главное, чтобы внешние признаки были комично преувеличенными, а сама фигура должна была быть как можно больше.

Самым же популярным и доступным способом изготовления Масленицы в современных условиях считается использование деревянной крестовины, на которую наматывается либо солома, либо, что сейчас актуальнее и доступнее, старые газеты. Всё это крепится к крестовине бечёвкой. Разумеется, никакого скотча, полиэтиленовой плёнки и других химических материалов быть не должно.

Голова, несмотря на соблазн нарисовать глаза, рот и щёки, у настоящей Масленицы должна быть обезличена. Одежда Масленицы — старая и ветхая.

Иллюстрация обложки: А. Брусилов. «Масленица»